Сегодня Рош Ходеш месяца кислев

Месяц Кислев сравнивается Торой с месяцем Сиван: месяц дарования Торы — Сиван — является третьим по отношению к месяцу Освобождения из египетского рабства Нисану, а Кислев — третий месяц по отношению к месяцу Тишрей, на который выпадает Рош-Ашана.

Существует различие между служением Всевышнему в месяце Нисан и служением в месяце Сиван.

Месяц Нисан намекает на служение цадиким (праведников), поскольку выход из Египта был подобен гиюру (обращению в иудаизм), а «гер, совершивший гиюр», согласно Талмуду, подобен безгрешному младенцу. Третьим после Нисана наступает Сиван — месяц дарования Торы.

В противоположность этому, Тишрей намекает на служение баалей-тшува (раскаявшихся), поскольку именно десятого Тишрей (в Йом-Кипур) Всевышний окончательно простил евреев после совершения ими греха золотого тельца. Третий месяц, следующий за Тишрей, — Кислев. На этот месяц выпало раскрытие Внутренней Торы — учения хасидизма, начавшееся с особым размахом после освобождения Альтер Ребе из заточения.

Тшува (раскаяние) является, как известно, еще более высоким духовным аспектом, нежели Тора. Поскольку при помощи тшувы могут быть исправлены ошибки и недостатки, допущенные в изучении Торы и соблюдении изложенных в ней законов. С другой стороны, именно Тора является источником тшувы — возвращения ко Всевышнему.

То же относится и к Внутренней Торе. Источником ее раскрытия было дарование Торы, свершившееся в Сиване. В том числе и все то, о чем говорит Внутренняя Тора, было передано евреям на Синае. Однако во время дарования Торы в Сиване Внутренняя Тора была скрыта от евреев, а раскрытие ее произошло в месяце Кислев — третьем по отношению к Тишрею, месяцу, связанному со служением тшувы (раскаяния) (см. выше). Раскрытие же Внутренней Торы и распространение ее источников наружу являются подготовкой к раскрытию Машиаха.

Поскольку месяц Кислев представляет собой время раскрытия нового знания, скрытого в Торе, — Внутренней Торы, в нем также присутствует момент раскрытия нового в мире — чуда.

Тора хасидизма подробно объясняет понятие чуда. Естественное существование мира — существование согласно законам природы — также является чудом. Однако, поскольку подобное положение вещей является для нас привычным, чудо не заметно в нем. И то, что мы не замечаем чудесности природного течения процессов, происходящих в мире, может привести нас, не дай Б-г, к утверждению, что у этого мира нет Правителя. Однако, когда происходит выпадающее из рамок обыденности — чудо, порождается дополнительное раскрытие.

По этой причине месяц Кислев является месяцем чуда: поскольку в нем присутствует раскрытие нового в Торе, являющейся «планом» сотворения мира (т.е. существует прямая связь между Торой и бытием мира), — раскрытие, происходящее в Торе, находит свое отражение и в поведении мира — в новых раскрытиях, в том, что месяц Кислев — «время чудес». Суть Хануки — вечная сила света над тьмой, добра над злом

По этой причине в Кислеве произошло чудо Хануки — чудо с кувшинчиком масла, намекающего на тайны-тайн, раскрытие самого высокого начала. Свечи Хануки находятся на уровне более высоком, нежели даже свечи Храма, поскольку, в отличие от светильников Храма, свечи Хануки будут существовать вечно.

Название Кислев, происходящее, очевидно, от слова кисло («вера», «упование»), которое можно встретить в книге Иова (8:14). Учителя Каббалы говорят о двух формах веры и упования: пассивной и активной. Месяц Кислев, время празднования Хануки, они связывают как с активной, деятельной верой, с упованием, выраженным в действии, так и с пассивной, умиротворенной верой, уподобленной предрассветному сну.

Обычно говорят, что Кислев беден праздниками: только Хануку отмечают в нем, да и это празднование Кислев «разделил» с Теветом.

К чуду, произошедшему в месяце Кислев, — связанному с распространением Торы хасидизма мы празднуем освобождение раввина Шнеура Залмана из Ляд, основателя хасидизма Хабад, заключенного в тюрьму по ложному обвинению царским режимом.

Два столетия назад по доносу противников хасидизма, Альтер Ребе был заключен в тюрьму. Его обвиняли в государственной измене, и помещен он был в одну из одиночек Петропавловской крепости. Время было крутое, надеяться на государеву милость не приходилось. Девятнадцатого Кислева, когда Ребе читал книгу Псалмов и дошел в ней до стиха «Искупил с миром душу мою в битве…», двери камеры открылись, и, полностью оправданный, Ребе вышел на свободу.

Он воспринял это событие не только как личное избавление, но и как знак Свыше, возвещающий, что Всевышний желает дальнейшего распространения нового учения, раскрытия Сокровенной Торы своему народу.

«Дела отцов — знак детям», — говорит Мидраш. В каждом еврейском празднике заключена не только историческая память, но и актуальная примета времени. «Дни эти — для памяти и действий», — сказано в Книге Эстер. Каждый праздник для нас — не только воспоминание, но и активное возвращение к некогда совершенному. Возвращение, обращающееся в сегодняшнее, актуальное действие. Поэтому по-еврейски мы говорим не «отмечать» праздник, а «делать» его. К какому же действию обязывает нас месяц Кислев? К изучению того, что в этот день было «выпущено на свободу», даровано людям. Самое время познакомиться с хасидизмом… Сегодня есть немало как печатных источников такого знания на русском языке, так и ресурсов в Интернете.

Кстати, намек на перекличку «бедного» праздниками Кислева и дарованием Торы можно найти в таком неожиданном источнике, как «Шулхан Арух»: рабби Йосеф Каро замечает, что первый день Хануки приходится на тот день недели, на который выпал праздник Шавуот в предыдущем году.

А шуточный комментарий (игнорирующий законы грамматики) делит слово кислев надвое: кис (карман) и лев (сердце). Правит ли сердце карманом или карман правит сердцем — вот пробный камень веры, спрятанный в слове Кислев.

Для многих месяц Кислев символизирует зимнее праздничное настроение в ожидании ханукальных огней и уютных семейных посиделок с пончиками и латкес.

Холодный, порывистый ветер рядом с теплыми, яркими ханукальными свечами олицетворяет свет среди тьмы и откровение среди сокрытия, что, безусловно, имеет мощную силу!

В этом и заключается вдохновение Хануки, но Ханука начинается только в самом конце месяца, 25-го числа месяца Кислев . Есть ли у месяца Кислев своё собственное послание? Есть ли в этом особенном месяце что-то большее, чем просто праздник?

Согласно «Сефер Йецира», древнему каббалистическому тексту, каждый еврейский месяц имеет букву, конечность, чувство, зодиак, племя, цвет и часть тела, которые уникальным образом связаны с этим месяцем.

В слове «кислев» есть буква «самех». В молитве Амида , которую мы произносим каждый день, мы восхваляем Бога как « сомеих нофлим » — «Тот, кто поддерживает падающих». Во многих стихах Псалмов слово « сомеих » означает поддержку, и наша буква «самех» имеет тот же корень, что и «сомеих» . Для большей ясности отметим, что слово «кислев» происходит от слова «кесель», которое может означать «доверие». Поддержка и доверие идут рука об руку, и именно эти слова формируют смысл этого месяца.

В еврейском алфавите «алеф-бет» буква нун стоит прямо перед буквой самех. Здесь нет ошибок, совпадений и случайностей. Наши мудрецы учат, что буква нун символизирует «бар нофли» – «падшего». Буква самех стоит рядом с ней, способная поддержать падших.

Очевидно, что концепция поддержки тесно связана с Кислевом.

Мы можем воспользоваться этой силой в этом месяце.

Месяц кислев — первый настоящий зимний месяц. Для тех из нас, кто живёт в холодном климате, снег уже выпадает, и жара становится невыносимой. Зимние месяцы становятся более изолированными, поскольку люди спешат с места на место, чтобы спастись от холода.

С верой в Б-га еврейский народ одержал победу над сирийскими греками в истории Хануки, и именно при поддержке Б-га и своих братьев они смогли достичь того, что им было нужно.

Именно с верой в Б-га мы пробираемся через темные, холодные месяцы зимы, и именно при поддержке Б-га и наших братьев мы празднуем этот месяц — собираемся вместе и продолжаем праздновать жизнь.

Наша сила в этом месяце — опереться на доверие и поддержку. И это непросто! Будучи независимыми существами, многие из нас стремятся к полной самостоятельности. Даже обращение к Богу за помощью может ощущаться пугающим и уязвимым; шаг в неизвестность может быть просто ужасающим. Но вот Кислев шепчет нам: «Всё в порядке. Мы справимся».

Наконец, форма нашего самеха – это круг, бесконечное объятие, и это олицетворяет объятия Б-га. Б-г держит нас, поддерживает нас и оставляет нам только одно дело – доверять Ему.

С использованием материалов Chabad.org, на основе трудов Любавического Ребе, «Самех, Пятнадцатое письмо Нун», «Четырнадцатое письмо»,  «Месяц Кислев согласно Книге Творения (Сефер Йецира)», а так же статьи раввина Александра Фейгина.