Пока учащиеся отдыхают на каникулах и набираются сил для продуктивной учебы во втором семестре, для учителей еврейской школы Днепропетровска имени «Ор Авнер Хабад-Любавич» имени Леви-Ицхака Шнеерсона прошел методический семинар «Творческий учитель – креативный ученик». Его целью было выяснить, каким должен быть преподаватель и его педагогический подход для того, чтобы воспитать в рамках классной работы творческую личность.
«Ни для кого не секрет, что для того, чтобы ребенок был творческим, его необходимо погрузить в творческую среду, а это — мы с вами, учителя, — особо подчеркнула учитель химии Татьяна Хавкина, открывшая мероприятие. — Уже третий год в школах нашего города работают над темой «креативное развитие учащихся», мы знакомились с информацией по этому вопросу, обсуждали его, и этот семинар — подведение итогов».
Семинар проходил в несколько этапов: на первом, информативном, Татьяна Хавкина уделила внимание теории вопроса, научно продефинировав термины «творчество» и «креатив», и объяснив, чем эти понятия отличаются (по ее словам, определение «креативный» означает реализуемую творческую активность, а не работу «в стол», и именно это следует развивать в учениках). На следующем этапе, начали работу «философские столы» — все присутствующие на семинаре педагоги были разделены на четыре группы, каждой из которой предстояло вместе обдумать и ответить на такие вопросы, как, например: «Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческие качества ученика?», «Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству?», «Какие условия нужны для того, чтобы учитель мог развиваться творчески и есть ли они в еврейской школе?». Ответы же на эти вопросы коллективно заносились на большой лист ватмана, а затем представлялись собравшимся – делал это выбранный для этой цели один участник от группы (впрочем, одну группу представили два участника). Также учителям было предложено пройти анкетирование, благодаря которому они сами могли определить свой творческий потенциал в качестве педагога.
Основным практическим этапом семинара были мастер-классы от творческой группы. Алла Бураковская, учитель языка и литературы, рассказала о тех методиках и приемах на уроке, которые помогают учителю развивать и поддерживать креативность в формирующейся личности, и о том, как приобщить ребенка к творчеству. «Предназначение человека, как сказано в наших священных книгах, в том, чтобы он был садовником, то есть творил. Все, что этому служит, является благом, а что нет – зло, — подчеркнула она. — Ребенку следует овладеть родственным вниманием – научиться понимать окружающий мир, и от этого зависит духовное благополучие личности». Алла Бураковская рекомендовала использовать на уроках по гуманитарным дисциплинам целый ряд приемов – предложить ученику перевоплотиться в литературного героя и от его имени прочитать монолог, устроить суд над персонажем (она особо отметила, что это должен быть именно суд, а не судилище), научить сочувствию, предоставить возможность ученику выражать свои мысли подходящим ему способом, например, не вербально, а с помощью живописи или в иных формах.
Учитель украинского языка и литературы Елена Махно на своем мастер-классе подняла вопрос мотивации – того, как подтолкнуть ребенка на творческий учебный процесс, и как педагогу самому на него настроиться. Она продемонстрировала короткометражный мультфильм-абстракцию, который, по ее мнению, способствует развитию воображения. Кроме того, она добавила, что креативничать в течение всего времени школьного урока нецелесообразно, но стоит стремиться включить в него хотя бы маленькую креативную вставку. Тезис Елены Махно поддержал учитель математики Григорий Дашковский, порекомендовавший вводить на уроке элементы креатива, даже если речь идет о преподавании точных наук, а учитель младших классов Светлана Кислицкая во время своего выступления на тему «Развитие творческих способностей учащихся младшей школы» отметила, что такой процесс возможен, только если ученик не боится совершать ошибки.
На предпоследнем этапе методического семинара выступила школьный психолог Ирина Дорошенко, которая с точки зрения психологии объяснила, каким же образом в ребенке зарождается «творческое зерно». По ее утверждению, ученику следует заниматься одновременно несколькими видами деятельности, помимо учебы, а также развиваться не только физически и психически, но и социально и духовно – это является важнейшим фактором воспитания творческой личности. Кроме того, психолог предложила педагогическому коллективу метод, который можно использовать на любых уроках — задание под названием «Необычная сказка», позволяющее учащимся развить семантическую вербальную беглость и образное мышление.
Итоги семинара были кратко подведены Татьяной Хавкиной на завершающем этапе, она поблагодарила всех собравшихся за подготовку и участие в семинаре и отметила, что его тема чрезвычайно многогранна, ее можно и следует касаться еще не раз, а самым же главным является обмен опытом по этому вопросу между преподавателями.