В еврейской школе Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любвич» имени Леви-Ицхака Шнеерсона прошло очередное занятие по защите презентаций в рамках масштабного общешкольного проекта «Великие имена, события, открытия». Это занятие отличалось от проведенных ранее: во-первых, в нем приняли участие ученики не одного, а сразу трех классов – 7-А, 7-Б и 8-А, а, во-вторых, в этот раз отдельных тем было достаточно мало, и раскрывались они не в сообщениях, а с помощью театрализованных сценок, викторин, коллективных обсуждений и на мастер-классе.
Учащиеся 7-Б класса, вместе со своим классным руководителем, учителем географии Галиной Кидаловой, подготовили проект под названием «Путешествие во времени и пространстве», суть которого заключалась в том, что ребята, будто бы воспользовавшись машиной времени, попадают, предварительно выбрав маршрут и попутно рассказав о различных городах и странах, в Испанию начала XVI века, ко двору короля Карла, властителя Испании, Аргона и Кастилии. (Напомним, что в 1491 году евреи были изгнаны из Испании). Сначала школьники показали театрализованную сценку, рассказывающую о том, как король дает добро на экспедицию португальского эмигранта Фернана Магеллана, который, под протекторатом испанской короны, совершил первое в истории человечества кругосветное путешествие, увенчавшееся для него мировой славой, но — посмертной. В коротком диалоге двух персонажей – «Короля» и «Магеллана» — семиклассникам удалось разъяснить, какие цели преследовала испанская корона, обеспечивая протекторат морской экспедиции, и как в XVI столетии снаряжали судна, сколько человек набирали в корабельную команду, какое количество оружия было на пяти суднах Фернана Магеллана. Затем же школьники выступили с сообщениями на тему «Почему, несмотря на успех, экспедиция Магеллана понесла столь большие потери?» — докладчики рассказали о тех нововведениях (впрочем, весьма несовершенных) в морском деле, о картах, навигационных устройствах и оружии, которыми пользовались мореплаватели, а также об истории их изобретения и применения. После этого экскурса в историю мореходства, Галина Кидалова провела викторину из десяти вопросов, затрагивающих ключевые моменты, освещенные в сообщениях учеников 7-Б.
Из Испании XVI века «путешествие в пространстве и во времени» продолжилось в Санкт-Петербург, а затем – в Варшаву и в Париж. Только теперь воображаемой машиной времени воспользовались ученики 8-А, которым учитель химии Татьяна Хавкина предложила задание, посвященное величайшим деятелям науки – Дмитрию Менделееву и Марии Склодовской-Кюри. Одна группа восьмиклассников подготовила сообщение о русском ученом-энциклопедисте, химике, физике, метрологе, экономисте, технологе, профессоре Санкт-Петербургского университета Дмитрии Ивановиче Менделееве, а другая группа учеников 8-А рассказала о дважды лауреате Нобелевской премии в области химии и физике, выдающемся ученом-экспериментаторе Марии Склодовской-Кюри. В своих докладах ребята кратко осветили биографии двух легенд мировой науки и рассказали об их великих заслугах перед всем человечеством.
Затем Татьяна Хавкина предложила аудитории поучаствовать в дискуссии, предметом которой стали два письма. Одно – якобы от самого Менделеева, который сетовал, что его дочь, Любаша, получила двойку по химии, тогда как он – профессор в этой области. Другое – от Сладовской-Кюри, возмущенной решением своей дочери пойти в актрисы, прервав, таким образом, династию ученых. Ребятам нужно было обсудить, как бы они поступили бы на месте этих великих светил науки и какие бы варианты выхода из ситуации они предложили бы ученым.
Последними презентовали свой проект девочки из 7-А, которые познакомили аудиторию с технологией приготовления знаменитого форшмака, а также с главными блюдами украинской кухни. София Зайднер, Даниела Межебовская и Елизавета Лифшиц прямо перед аудиторией приготовили эту знаменитую еврейскую закуску (а «руководил» их работой шеф-повар одного еврейского ресторана, который вещал с экрана монитора). После этого мастер-класса, финалом которого стало угощение всех желающих свежим форшмаком, Власта Михайлюк и Роми Мор выступили с сообщением об особенностях национальной украинской кухни. Ну, а отведать настоящие вареники с картошкой после завершения занятия ребята смогли уже в школьной столовой.