Ученики еврейской школы и преподаватели посетили, в рамках программы «Маса Шорашим», Литву и Польшу. Программа «Маса Шорашим» осуществляется при поддержке «Клеймс Конференс» с целью расширения всесторонних знаний о Холокосте, понимания значения его уроков для будущих поколений.
Днепропетровск, в рамках проекта этого года, представляли старшеклассники: Елизавета Шварцман, Феликс Матюшин, София Котович, Марк Момот, Елена Плинер, Юлия Щербакова, Михаил Сонкин и Кирилл Краснопольский, а также воспитанницы махона и студентки МГПИ «Бейт Хана».
Елизавета Шварцман подготовила для нашего сайта отчет и фотографии об этой поездке.
«В первый же день участников программы ожидала экскурсия по еврейским местам Вильнюса: большому и малому гетто, еврейскому кладбищу, доходным домам. Также была организована встреча с Фаней Бронцовской – последней партизанкой еврейского отряда в Литве, которая рассказала о своем героическом пути: жизни в Вильнюсском гетто, вступлении в партизанский отряд и нелегкой послевоенной жизни.
В Литве ребята посетили небольшие города Укмерге, Панивежус, Кедайняй, в которых на протяжении многих столетий развивалась еврейская культура: функционировали синагоги, открывались иешивы и библиотеки. Также школьники побывали в местах массового расстрела евреев в Понарах и Лопухово, где сами участники программы проводили церемонии памяти погибших.
После трех насыщенных дней в Литве программа продолжилась в Польше. Здесь ребята увидели иешиву «Хахмей Люблин», древнее еврейское кладбище, Варшавское гетто и еврейский музей. После завершения основной части программы участникам выделялось свободное время, во время которого ребята вместе со своими гидами и сопровождающими гуляли по старым кварталам Варшавы и Люблина, наслаждаясь видами местной архитектуры и, конечно же, долгожданным шопингом.
На третий день путешествия было запланировано посещение Майданека – лагеря массового уничтожения в предместье Люблина. За 1942-43 гг. через лагерь прошло свыше 130 000 евреев, из которых 78 000 были уничтожены по мере прибытия, а около 52 000 трудоспособных заключенных использовались на тяжелых работах в самом лагере. Из рассказов экскурсоводов ребята также узнали о пребывании евреев в Майданеке, их борьбе за выживание и судьбе тех, кому удалось выжить.
Для участников программы также были организованы развлекательные мероприятия. На «Вечере “Штетл”» каждая команда выступала с мини-спектаклем на еврейскую тему, сопровождавшимся национальными песнями и танцами. Ученики нашей школы инсценировали фрагмент из пьесы «Тевье Молочник», вызвав у публики бурные аплодисменты и позитивные эмоции. В Шабат для участников программы были проведены тематические занятия, на одном из которых прошла викторина, посвященная истории Израиля, в которой наша команда заняла почетное первое место.
Завершением программы стала встреча Субботы с чтением молитвы в Центральной синагоге Варшавы и традиционной шабатней трапезой. А на следующий день ребята уже возвращались в свои города».
Кроме рассказа о фактаже Елизавета Шварцан и учитель Лали Аджиашвили поделились своими впечатлениями и оценками прошедшей программы.
Елизавета Шварцман, участница программы «Маса Шорашим», ученица 11 класса:
В школе на уроках еврейской истории я всегда с большим интересом слушала рассказы Аллы Григорьевны Гельберг, о том, что переживал наш народ в годы Второй мировой. Участие в этой программе помогло мне узнать больше об истории еврейского народа во времена Холокоста. Для меня очень важно не только услышать об этих местах, но и увидеть их.
Самое сильное впечатление оставило посещение концентрационного лагеря Майданек. Эмоции было трудно сдержать. Мы видели бараки, крематории, газовые камеры. Невозможно осознать, что через все это прошли сотни тысяч ни в чем невинных людей! Они боролись и погибали за то, чтобы сейчас мы могли жить. Жить и никогда не забывать, что еврейской народ, благодаря вере и сплоченности, всегда был, есть и будет!
Лали Аджиашвили, учитель иврита и еврейских традиций:
Наша школа впервые участвовала в проекте «Маса Шорашим» именно в таком формате, когда поездка охватывает посещение сразу двух стран. Оканчивая еврейскую школу, каждый выпускник знает, что такое Шоа (катастрофа европейского еврейства), потому что на уроках еврейской истории этому уделяется много внимания. Нам было важно, чтобы дети не только в теории знали об этом, но и прочувствовали
весь масштаб трагедии. По результатам поездки мы увидели, что на ребят это произвело большое эмоциональное впечатление и помогло еще больше укрепить чувство принадлежности к своему народу, понять для чего мы в этом мире, и в каком направлении нам нужно двигаться.
весь масштаб трагедии. По результатам поездки мы увидели, что на ребят это произвело большое эмоциональное впечатление и помогло еще больше укрепить чувство принадлежности к своему народу, понять для чего мы в этом мире, и в каком направлении нам нужно двигаться.