Украинские ученые начинают изучать «феномен ХАБАДа»

Первая диссертация, посвященная движению ХАБАД-Любавич, прошла успешную защиту в Национальной Академии Наук Украины. Эта работа было выполнена в Отделении религиоведения Института философии имени Григория Сковороды и ее полное название «Хасидское движение Хабад в процессе адаптации к общественно-политическим и социокультурным реалиям украинского социума».

 

Автор работы — Валерия Андросова. Она, несмотря на свою молодость, уже признанна в академическом мире Украины одним из ведущих специалистов-религиоведов. Свыше десяти статей было опубликовано ею в 2007-2008 годах в различных научных сборниках на темы хасидизма, еврейского мистицизма и современного состояния иудаизма в Украине. Многие из статей Валерии Андросовой были посвящены ХАБАДу, различным аспектам деятельности Любавического Движения.

 

Справедливости ради, следует отметить, что Валерия Андросова не является первым украинским академическим исследователем, которого заинтересовал хасидизм и, шире, современный иудаизм в Украине. В 2003 году Зоя Швед защитила диссертацию на тему «Особенности формирования ментальных и религиозных структур в иудаизме (украинский контекст)», а в 2004 году Виктория Фуркало темой диссертации избрала «Феномен хасидизма: его сущность и исторические трансформации». Но Валерия Андросова – первый украинский ученый, защитивший диссертацию, полностью посвященную именно ХАБАДу и его роли в современном украинском обществе.

 

В диссертации содержится профессиональное исследование «феномена ХАБАДа», его истории и эволюции, различных его аспектов. Самое большое внимание уделено современному этапу Любавического Движения под руководством Шестого и Седьмого Ребе ХАБАДа и его деятельности в Украине и на пост-советском пространстве. Валерия Андросова приходит к однозначному выводу — «Хабад Любавич предлагает убедительную социопсихологическую и социокультурную модель перехода от неопределенной идентичности «советского еврея» к новой культурной и религиозной общности, которая характеризуется четкими религиозными критериями и, одновременно, дает возможность адаптироваться к быстрым социокультурным изменениям…. Хабад Любавич репрезентует ценности ортодоксального иудаизма, в котором традиционализм и консерватизм не трансформируется в агрессивный фундаментализм и ксенофобию».

 

Столь же высоко ученый-религиовед Валерия Андросова оценивает и роль структур ХАБАДа в возрождении религиозной традиции, подчеркивая его безусловное лидерство – «В начале третьего тысячелетия Хабад Любавич становится главной силой возрождения религиозной традиции на всем постсоветском пространстве, в том числе и на Украине. Используя опыт, накопленный в течении нескольких десятилетий, Хабад Любавич смог имплементировать в современный украинский контекст механизмы приобщения светского еврейства к религиозной жизни, актуализировать духовную, культурную и социальную роль религиозной общины, которую она играет в жизни современного человека. Направленность на активный диалог с социумом дает возможность движению Хабад Любавич успешно конкурировать и побеждать других представителей иудаизма в Украине – не только относительно новых реформированных движений, а и традиционных для Украины ортодоксальных общин».

 

Работа Валерии Андросовой стала событием в научном мире Украины и вызвала живую реакцию как академического, так и еврейского сообщества. Большинство разделяет точку зрения ее научного руководителя, президента Украинской ассоциации религиозной свободы, доктора философии Виктора Еленского — «В своей работе Валерия Андросова предлагает целостное, и во многом неожиданное, открытие феномена любавического хасидизма, представители которого сосредоточены на реализации дерзкого замысла – вернуть тысячи и тысячи ассимилированных и секуляризированных евреев к вере своих предков, разбудить в их сердцах и душах Б-жественную искру и заставить их заглянуть в безмерные глубины интеллектуальной традиции иудаизма».

 

Представители еврейских общин также весьма высоко оценили диссертацию Андросовой. Руководитель крупного украинского еврейского м