Воспитанники днепропетровских еврейских учебных заведений – иешивы-ктана и махона «Бейс Хая-Мушка» – стали участниками финала международного конкурса научно-фантастического рассказа «Если сегодня завтра», посвященного «технологической сингулярности».
(«Технологическая сингулярность» – термин, используемый преимущественно несколько гуманитарными культурологами и футурологами, эксплуатирующий привычное понятие сингулярности – особых областей пространственно-временного континуума, либо вне его, где перестают действовать обычные законы, например, такими областями являются черные дыры – для обозначения возможно предстоящего в ближайщем будущем момента, когда из-за качественных изменений, все используемые ими экстраполяции теоретически станут некорректными. По мнению некоторых, использование популярного физического термина в гуманитарной сфере является «местью» физикам, позволившими себе использовать понятия «аромат», «цвет», «очарование», «странность» для названия свойств кварков, не имеющих никакого отношения к привычному лексическому значению этих слов).
Конкурс был организован Посольством Республики Франция в России, одним из лидеров IТ-рынка стран Европы, крупнейшим российский IT-холдинг IBS Group Holding Ltd, российским научно-популярным журналом «Наука и жизнь» и московским издательством ОКТОПУС». Конкурсантам – а всего в конкурсе приняло участие свыше 270-ти авторов из десяти стран мира – было предложено написать произведение в жанре «твердой» научной фантастики (hard science fiction – см. справку внизу текста) и описать в нем мир будущего, в котором будут сверх развиты всевозможные технологические сферы, а жизнь человека будет неразрывно связана с машинами.
Ирина Лазарева, учитель русского языка и литературы, посоветовала своим воспитанникам принять участие в конкурсе, несмотря на то, что по его условиям, участники должны были подготовить литературные произведения объемом не менее 40 тысяч знаков (что равно одному авторскому листу) но не более 120 тысяч знаков (три авторских листа). Кроме того, организаторы не устанавливали возрастных ограничений для желающих участвовать в конкурсе, и поэтому все участники, вне зависимости от возрастной категории и уровня образования, соревновались на равных условиях. (Во всяком случае, в положении конкурса ничего не было сказано о существовании отдельных конкурсных категорий, к примеру, для школьников, для студентов или для тех, кто уже имеет высшее образование).
Работы пятнадцати учеников Днепропетровских иешивы и махона вошли в финал конкурса, и были по достоинству оценены его жюри (хотя они и не стали лауреатами заявленных на конкурсе номинаций). Компетентное жюри отметило 16 рассказов юных еврейских фантастов из Днепропетровска:
— «Каждый выбирает для себя» Дарины Павловской;
— «Скорей бы вчера» Баси Байтман;
— два произведения Рахель Любарской: «Норы» и «Путешествие в игре»;
— «Мой нано» Сары Каминецкой;
— «Доброе утро» Сары Марголиной;
— «Незабываемое путешествие» Иланы Глазквой;
— «Бинокль времени» Леи Барам;
— «Я не сдамся» Даниелы Брез;
— «Спасители мира» Сары Курцваль;
— «Удивительный робот Джейн» Рахель Курцваль;
— «Путешествие на чудо-остров» Екатерины Яндюк;
— «Мой робот» Шломы Байтмана;
— «Свидание с детством» Натана Лазарева;
— «Война между людьми и технологиями» Ноаха Листопадова;
— «На планете Роботы» Шимшона Фурлендера.
Все эти рассказы и их авторы были награждены дипломами финалистов конкурса, а кроме дипломов, все финалисты получили полезные подарки — фирменные флеш-накопители от кампании IBS с объемом памяти 8 ГБ (IBS в пресс-релизе заботливо указала их характеристики — максимальная скорость чтения до 70 МБ/с и максимальная скорость записи до 18 МБ/с).
Как говорит Ирина Лазарева, подготовившая ребят к конкурсу, воспитанники иешивы и махона продемонстрировали хороший уровень владения языком, а также умение излагать свои мысли. «Каждый, даже самый маленький рассказ – это большое произведение, – убеждена Ирина Лазарева, – особенно же удивило и порадовало то, насколько дети в столь юном возрасте могут так философски излагать свои мысли».
Наш сайт был бы рад опубликовать все рассказы, ставшие дипломантами конкурса, но, увы, Ирина Лазарева, сообщила нам, что сохранился лишь текст одного рассказа, который мы и публикуем. Впрочем, мы верим, что и другие тексты найдутся, и мы сможем разместить их в соответствующем разделе сайта, ведь, кажется, «рукописи не горят», не так ли?
Скорее бы вчера
Бася Байтман
Это был обыкновенный учебный день. 943NW уже был на своем рабочем месте. Он работал в школе уже четвертый год, и работал он почти без выходных. Но сегодня он был очень уставшим.
943NW проснулся от того, что по его спине бегали мурашки — это вчера на последнем уроке один из учеников оставил яблоко возле компьютера и к нему сбежались муравьи. У него болела голова, он не мог дышать, потому что его вентилятор был забит пылью. Его рот — дисковод — был забит, в нем торчала шпаргалка по истории, оставленная на вчерашней контрольной. За ночь компьютер успел выучить подробности войны с Наполеоном и найти в шпаргалке 18 ошибок. В его USB разъем была вдавлена жвачка. Он всю ночь ждал своего единственного товарища в этом заведении — программиста. Он единственный понимал бедного компьютера, отклеивал все жвачки из USB разъемов, чистил вентилятор 943NW, вправлял вывихнутые кнопки и мыл клавиатуру — на нее каждый день, как на зло, проливали чашку чая, сока или, в лучшем случае, воды.
За этот год 943NW пережил двойной перелом провода от мышки, а его товарищ- программист — каждый раз жалел его и ремонтировал все поломки. Компьютеру тяжело было так жить. Иногда, когда на его клавиатуру лился сладкий, липкий напиток, или когда ему в разъем для наушников вдавливали очередную жвачку или в лучшем случае какую-нибудь бумажку или карандаш, ему даже хотелось покончить жизнь самоубийством, но он терпел, терпел все, даже когда ученики переставляли местами все его клавиши, а потом другие пользователи не могли печатать на компьютере и от этого у него кружилась голова и он начинал сходить сходить с ума. На него каждый день наговаривали кучу нехороших, гадких, не приличных слов. А чем он виноват? В конце концов, все равно выяснялось, что это пользователь нажимал случайно не ту копку и впускал в компьютер разные опасные вирусы.
943NW страдал от этого уже четвертый год. Ему вспоминались старые добрые времена, когда он стоял на витрине магазина, тогда он был новейшей моделью. Все прохожие останавливались и любовались им: его новым чистым дисплеем, его аккуратно сложенной мышке, его черным блестящим колонкам и белоснежной клавиатуре. Прошло всего четыре года, и во что он превратился?! В груду металлолома и грязного хлама.
Но этот хлам еще мыслит и чувствует, он еще мечтает принести пользу людям. "Я хотел бы делать для них презентации, показывать научные фильмы и воспроизводить музыкальные файлы… Но эти дикари нашли для меня другое применение: царапают на моем корпусе татуировку "СТЕПА — КАЗЕЛ", тычут в мой единственный глаз – дисплей — свои жирные пальцы, хранят у меня в дисководе шпаргалки, приклеивают к сканеру жвачки, раскалывают клавиатурой орехи…".
Его мысли прервал какой-то шум в коридоре. Дверь класса резко распахнулась, и на пороге появился Коля Кипятков. Он влетел в класс, размахивая, как пращей, портфелем, из которого вываливались учебники. Вслед за ним с гиканьем и свистом влетели остальные дикари. Дети, а это были именно они, громко кричали, толкались в дверях, сметая все на своем пути. "У 6-Б урок информатики", — с ужасом осознал 943NW. Это была последняя мысль, которая пришла в его утомленный процессор… В нижнем углу его дисплея одиноко светилась дата: 21 декабря 2012 года.
Майя не ошиблись — конец света действительно наступил…
Для справки: «Твердая» научная фантастика (англ. hard science fiction, hard SF) – в англоязычной классификации один из поджанров фантастики, отличающийся тем, что повествование не нарушает известных научных законов, то есть это – научная фантастика, основывающаяся на естественно-научной базе. В русском же языке (в том числе и в переводах) только и исключительно такая фантастика называется термином «научная фантастика», хотя и наблюдаются попытки определить ее термином «традиционная научная фантастика», для точного отличия от расплодившихся разных фэнтези, «космических опер», «альтернативной истории», «криптоистории», «попаданцев» и других нетрадиционных фантастикообразных форм.
Как пишет в своей статье исследователь Мария Галина, «традиционно считается, что научная фантастика (НФ) — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но все-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в научной (hard sci-fi) фантастике изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива. Сюжет в НФ обычно строится на одном или нескольких как бы научных допущениях (создание машины времени, передвижение в космосе быстрее света, надпространственные тоннели, телепатия и прочее)».