В крупнейшем мире еврейском центре «Менора» прошел бизнес-семинар Влада Павлова на тему «Как создать технологический стартап, вывести его на американский рынок, получить инвестиции и переехать в Кремниевую долину». Влад Павлов, опытный работник в сфере IT-технологий, имеющий опыт как научной деятельности, так и руководящей работы в таких корпорациях как Intel и Microsoft, и ныне занимающий должность генерального директора компании RollApp Inc (Пало Алто, США), выступил в роли ведущего этого мероприятия, а проведение семинара было организовано Викторией (Рахель) Кабардиной, которая активно занимается маркетингом и коворкингом в Днепропетровске, и молодым предпринимателем и стартапером Йосефом Мецом. (описание понятия «стартап» после основного текста).
Это мероприятие было ориентировано, в первую очередь, на предпринимателей, которые планируют (или хотели бы) в Силиконовой долине (Сан-Франциско, штат Калифорния, США) основать компанию, работающую в области высоких технологий, или же надеются открыть там представительство уже существующего предприятия.
После регистрации (которую можно было пройти как загодя, так и прямо перед открытием семинара), все зарегистрированные участники получили раздаточный материал – учебные пособия, составленные полностью на английском IT-языке (на том же языке были и презентации, которые сопровождали семинарские занятия). Как рассказала нашему сайту Рахель Кабардина, хороший уровень знаний английского является само собой разумеющимся для работников в сфере инновационных и компьютерных технологий, поэтому организаторами и не предполагались русскоязычные варианты учебного материла.
Всего за более чем десять часов, которые продолжался семинар, его участники прослушали пять лекций Влада Павлова, для каждой из которых отводилась отдельная сессия. Сначала была прочитана лекция на тему «Стартап глазами основателей: создание бизнеса», затем – «Стартап глазами основателей: как привлечь инвестора» и «Стартап глазами инвестора», ну а последние две были объединены общей темой – «Создание бизнеса в США». Кроме того, участники получили возможность не только прослушать ряд лекций ведущего, но и получить советы и рекомендации, а также пообщаться с другими специалистами по развитию технологических стартапов. Но если с Владом Павловым присутствующие на занятии находились в личном контакте, то с приглашенными к участию в семинаре спикерами – Николаем Митюшиным, Игорем Шойфотом, Михаилом Гуревичем – они общались виртуально, в режиме «телемоста», установленного сперва между Днепропетровском и Москвой, а затем – между Днепропетровском и Сан-Франциско. Каждый желающий мог обратиться к выступающему спикеру с вопросом, озвучивая его в микрофон (который передавал Влад Павлов, периодически менявший роль ведущего на роль модератора), а спикеры, в свою очередь, вовлекали в диалог слушателей, стимулируя их активность.
Семинар был призван дать не столько теоретическую базу о различиях систем бизнеса в IT-сфере, сколько предоставить точные ответы на конкретные вопросы. Так, например, после семинара его участник как бы должен знать:
— Как переехать в Кремниевую долину? Виза, перелет, машина, еда и прочее.
— Какова бизнес культура в Кремниевой долине? Как одеваться, как заводить «полезные связи», как вести себя на деловых встречах, как быстро улучшить свой английский язык и т.д.
— Как зарегистрировать компанию в США? В каком штате? Какую организационную форму предприятия выбрать? Как оформлять в американскую компанию иностранных сотрудников? Как выпускать акций? И т.п.
— Как мне организовать базовые сервисы, необходимые для обеспечения работы бизнеса: офис, счет в банке, телефон, визитки, бухгалтерское сопровождение, юридическое сопровождение.
— Каков должен быть план построения бизнеса? Рынок, команда, продукт, динамика.
— Как сформулировать бизнес модель? Уникальное предложение, потребительские сегменты, каналы дистрибьюции, взаимодействие с потребителями, доходы, расходы, ключевые активности, ресурсы и партнеры.
— Как вывести продукт на рынок? Мероприятия, традиционные СМИ, социальные «СМИ».
— Как подготовить пакет документов для поиска инвестора? 30-секундная «зазывалка», одностраничное саммари, инвестиционная презентация, финансовая модель, демонстрация продукта.
— Как искать и привлекать инвесторов? Советники, мероприятия, сообщества, онлайн инструменты.
— «Я нашел инвестора, а что дальше?» Акции или конвертируемый займ? Простые или привилегированные акции? Term-sheet, due diligence, closing.
Помимо обучающей и практической части семинара, в его программе были весьма полезные для обсуждения полученной информации и развития горизонтальных связей кофе-брейки, обед и заключительный фуршет, а по завершении мероприятия, всем участников в подарок были вручены спецмагниты.
Для справки.
Стартап или стартап-компания (от англ. start-up – запускать) – компания с короткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно, находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков. Термин «стартап» стал популярным во времена «пузыря доткомов», когда было создано большое количество интернет-компаний. Новые проекты в отраслях высоких технологий часто называют хайтек-стартап.
Обычно стартапы (в случае их успеха) продаются всяким корпорациям и/или иным крупным акулам. То есть, стартап – созданный бизнес, который заранее предполагается раскрутить и продать, в противоположность традиционному подходу к бизнесу – сделать его делом своей жизни, посвятить ему себя, оставить по наследству своим детям (в этом случае, переход созданного бизнеса в чужие руки рассматривается если не как трагедия, то однозначно как негативное явление). Стартап же заранее создается по принципу «поматросил и бросил».
Термин «стартап» применяется для всех отраслей экономики. На примере сферы информационных технологий и интернет-проектов, в IT стартапами называют новые компании, только появляющиеся или планируемые к созданию. IT-стартапы не привязаны к агрессивным маркетинговым и пиар-методам, направленным на быструю раскрутку фирмы. IT-стартапы могут создаваться на длительный срок и с большим сроком выхода на рынок (к примеру, создание продукта в течение двух лет и только после этого выход на рынок и продвижение).