В ночь с субботы на воскресенье, в 00:30, в синагоге «Золотая Роза» начинается чтение предновогодних слихот. В последующие дни, до наступления Рош а-Шана, чтение слихот будет производиться перед утренней молитвы «Шахарит».
Понедельник-Вторник
Слихот – 6:40
Шахарит – 7:00
Слихот – 8:15
Шахарит – 8:45
Слихот – 9:30
Шахарит – 10:00
Среда, канун Рош а-Шана
Слихот – 6:00
Шахарит – 7:00
Слихот – 7:30
Шахарит – 8:30
Слихот – 9:00
Шахарит – 10:00
Слихот – 19:45.
Слихот – 19:45.
По обычаю европейских общин, слихот начинают читать с воскресенья перед Рош а-Шана. При этом следят, чтобы это чтение продолжалось, по крайней мере, четыре дня. (Восточные евреи начинают читать слихот со второго числа месяца элул и продолжают чтение вплоть до Йом Кипура). Так как первый день Рош а-Шана в этом году приходится на четверг, 3 октября, слихот начинают читать с воскресенья, 29-го сентября.
«В эти дни месяца элул принято вставать в час утренней стражи (последняя треть ночи), собираться в синагогах и читать слихот («извинения») – тексты и молитвы, побуждающие к раскаянию».
Слово «слихот» – множественное число от ивритского «слиха» – извинение, просьба о прощении. Так называются тфилот (молитвы) и пиютим (специальные гимны религиозного содержания), в которых мы просим Вс-вышнего простить нас за наши прегрешения, избавить от несчастий и спасти еврейский народ. Обычно слихот читаются в дни общих постов, во время национальных бед и, главным образом, – в элуле, месяце исправлений, месяце тшувы. Эти тексты действительно завершаются просьбой о прощении. (Лейтмотив молитвы – Слах лану, «прости нам»).
Некоторые особенности чтения слихот объясняются следующим образом:
Почему в утреннюю стражу? Ночь – это тьма, изгнание, грех. В последнюю стражу уже близок свет – время желанной молитвы. В эти часы Всевышний как никогда близок ко всем, кто призывает Его.
Почему с воскресенья? Из-за Первого дня Творения. Человек – цель творения. Поэтому работу по возвращению к Творцу полезно начинать в первый день недели, сразу после Субботы.
Почему, по крайней мере, четыре дня? Так поступали в Храме, когда готовили животное для жертвы: его проверяли в течение четырех дней. Считается, что на Суде, в Рош а-Шана, человек сам должен вознестись к Создателю. Поэтому постановили проверять себя (читать слихот) не менее четырех дней.
Особые слихот читаются в Десять дней покаяния, Ямим-нораим, от Рош а-Шана до Йом Кипура.
Намек на необходимость читать слихот находим в Торе, в недельном разделе Ки Тиса: после того как Моше просил Вс-вышнего простить евреев, совершивших грех золотого тельца, Тот «прошел перед лицом Моше» и открыл пророку 13 мидот (характеристик) Своего милосердия. Отсюда, учат наши учителя, мы понимаем, что Творец мира как бы показался наяву, выступив в роли того, кто, закутавшись в талит, совершает общественную молитву от лица всей общины; тем самым Он открыл пророку Моше порядок чтения слихот. (Действительно, центральная часть слихот – молитва, перечисляющая все 13 способов проявления Вс-вышним милосердия.)
Мидраш поясняет, что, когда Моше поднялся на гору Синай, чтобы выпросить прощение для евреев, был Рош Ходеш (первый день месяца) элул. И пребывал он на ней вплоть до Йом Кипура. Все эти дни евреи молились в своем стане, постясь и раскаиваясь. С тех пор месяц элул считается месяцем, удобным для исправлений, когда Вс-вышний особенно милостив ко всем, кто решил вернуться к Нему.
Мидраш также рассказывает, что первые слихот были составлены во времена царей: «Опечалился царь Давид, поскольку не знал, чем можно искупить грехи евреев. Сказал ему Вс-вышний: «В час беды, пришедшей на Израиль из-за грехов, пусть встанут передо Мной в молитве, покаются в проступках, произнеся весь порядок слихот, – и Я прощу их».