В апреле в еврейской школе Днепропетровска «Ор Авнер Хабад-Любавич» имени Леви-Ицхака Шнеерсона начал свою работу большой образовательный проект для школьников «Великие имена, события, открытия». В течение двух недель ученики старшей школы готовились к защите своих докладов на разную тематику, посвященных как выдающимся личностям – ученым, литераторам, актерам, спортсменам, астронавтам, так и знаковым событиям в истории разных государств, в истории науки, техники и искусства.
После периода времени, отведенного на самостоятельный поиск и обработку информации на заданные темы и подготовку презентаций, школьники приступили к защите своих индивидуальных проектов перед аудиторией – своими одноклассниками и преподавателями. И первыми открыли неделю защиты презентаций ученики 6-Б класса, которые подготовили доклады на тему «Выдающиеся люди Днепропетровска» – и в них ученики рассказали об известных личностях, причем не только об уроженцах нашего города, но и о тех, чья судьба была, хотя бы недолго, связана с Днепропетровском. Подготовку презентаций в 6-Б курировала его классный руководитель Алла Бураковская, которая, как учитель языка и литературы, вместе со своими учениками выбрала истории, связанные, в основном, с представителями искусства и культуры, жизнь которых была тесно связана именно с нашим городом.
Защита презентаций началась с рассказа Михаила Елисаветского о советском поэте и драматурге Михаиле Светлове (имя при рождении – Мойше Шейнкман), который родился в Екатеринославе, жил и работал здесь до 1920 года, вплоть до своего добровольного поступления на службу в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Во время защиты своего проекта выступающий рассказал о бурной жизни Светлова, который, появившись на свет как сын бедного екатеринославского ремесленника, стал великим поэтом, кумиром миллионов, признанным мэтром и корифеем, лауреатом многих премий, в том числе Ленинской и Премии ленинского комсомола, присужденных, правда, посмертно.
Далее юный исследователь познакомил собравшихся с судьбой Олеся Гончара (Александра Гончара) – писателя, публициста, выдающегося литературного деятеля, который хоть и не являлся уроженцем нашего города, но после 1945 года жил в Днепропетровске, завершил образование в Днепропетровском Государственном Университете (с 1954 года ВУЗ носил титул «имени 300-летия воссоединения Украины с Россией», а сейчас, переформатированный в Днепропетровский национальный университет, и утратив заодно и префикс «Ордена Трудового Красного Знамени», с июня 2008 получил вместо прежнего титула другой – «имени Олеся Гончара»).
Рассказ о выдающихся литераторах продолжил Дарий Гриф, темой для которого стала жизнь и творчество Александра Галича (настоящая фамилия – Гинзбург) – поэта, драматурга и сценариста который являлся уроженцем нашего города. Особое внимание в своем докладе школьник уделил творческим достижениям Галича, в том числе новому направлению авторской песни, которое создал и развивал этот знаменитый поэт и бард.
Екатерина Чернович, выступившая после мальчиков, удивила большую часть аудитории тем, что героиня ее доклада – заслуженная актриса театра и кино, Народная артистка России Лия Ахеджакова – также родилась в нашем городе. (Однако еще в раннем детстве она с семьей переехала в Майкоп, столицу республики Адыгея, входящей в состав Российской Федерации). Катя рассказала о премиях и наградах актрисы, и о ее театральных и киноработах, благодаря которым Лия Ахеджакова заслужила всенародную любовь и признание.
София Гафт подготовила и презентовала рассказ о неоднозначной личности в мировой культуре – Елене Блаватской (настоящая фамилия фон Ган), родившейся в Екатеринославе в семье потомственных дворян. Елена Блаватская получила мировую славу как окультист и медиум, основательница Теософского (или Теософического) общества, автор «религиозно-философских» произведений, некогда популярных в определенных кругах.
Маргарита Гумбердт познакомила аудиторию с судьбой Карла Роде – инспектора врачебной управы, первого губернского лекаря в Екатеринославе, который получил эту почетную должность, а также признание екатеринославского общества, благодаря своим талантам врача и фармацевта. Карл Роде, немец по происхождению, переехал в Екатериновслав в 1788 по приглашению тогдашнего губернатора Василия Каховского, которого Роде незадолго до его прибытия в наши края вылечил от тяжелой болезни. С именем Карла Роде связано и создание в Екатеринославе комитета по прививанию оспы. Он был одним из четырех официальных лиц, уполномоченных организовать и сделать прививки населению губернии. Кроме того, Роде был крупным екатериновславским землевладельцем, и сейчас на месте одного из его земельных участков находится больница имени Мечникова.
Проект Кэрен Алексеевой был посвящен Лизе Чайкиной, одной из организаторов партизанского отряда в годы Великой Отечественной войны, удостоенной звания «Герой Советского Союза». Малоизвестным является тот факт, что она некоторое время, по информации, имеющейся в распоряжении Аллы Бураковской, проживала в нашем городе. К сожалению, об этом периоде ее недолгой жизни, не упоминается в большинстве ее биографий, а потому выступление Кэрен Алексеевой было особенно интересно. (Лиза родилась в селе Руно, Пеновского района, что возле города Тверь (он же Калинин), комсомолила в этих местах и была расстреляна в райцентре Пено нацистами в 1941 году)
Влад Петрушин и Артем Шиверский совместно подготовили сообщение об Аврааме Шленском – поэте и переводчике, который во время Первой мировой войны учился в гимназии в Екатеринославе. Авраам Шленский – автор многих поэтических произведений на иврите, на который он также переводил произведения Шекспира, Пушкина, Гоголя, Толстого, Блока, Мандельштама, Пастернака. Ребята прочли на иврите в переводе Шленского детские стихотворения «Наша Таня громко плачет» и «Про елочку».
После защиты всех подготовленных шестиклассниками проектов, Алла Бураковская обсудила работу ребят над их докладами вместе с приглашенными в качестве зрителей учениками 7-Б и 10-А класса. Старшие школьники постарались дать аргументированную оценку каждому выступающему, объяснить, в чем были их достоинства, а в чем недостатки их презентаций, и рассказали, судьба какой личности их заинтересовала больше всего.
«Подобные проекты стимулируют к детей к тому, что они хотят узнать что-то новое и интересное, причем не просто для того, чтобы выполнить заданный им проект, а для того, чтобы самостоятельно образовываться, развиваться в культурном плане, – отметила завуч по воспитательной и учебной работе Татьяна Хавкина. – Ведь жизнь и деятельность выдающихся личностей, оставивших свой след в истории и сердцах людей, заставляют задуматься над смыслом жизни, над тем, какие качества сделали имена этих людей бессмертными».
Неделя защиты проектов продолжится аналогичными мероприятиями в 5-А классе, ученики которого готовили информацию об известных спортсменах, в 6-А, где ребята расскажут о памятниках литературным героям, в седьмых классах, которые подготовили презентации на темы «Кулинария» и «Путешествия во времени и пространстве». Ну, а школьники из 8-А поведают о великих научных открытиях и о выдающихся ученых, а ребята 10-А защитят свои проекты, связанные с историей государств.