Великая стройка в Иерусалиме, таки да, успешно завершилась. Там теперь можно ехать на трамвае просто как в Киеве, Одессе, Днепропетровске и других признанных центрах мировой культуры. Наш корреспондент Эзра Гордон ухитрился прокатиться на иерусалимском трамвае в первый день его работы.
Вот как он описал свое впечатление об этом событии нашему сайту: «Казалось бы, подумаешь, трамвай, агицин паровоз! Открытие трамвая, как и его строительство, было прекрасно описано еще Ильфом и Петровым, и, в общем-то, все это абсолютно верно не только в 20-х годах прошлого столетия, но и в 10-х нынешнего. Строили трамвай в Старгороде, то есть в Иерусалиме, конечно, меньше, чем мы гостиницу «Парус», но, все-таки, 15 лет, даже больше, учитывая, что решение построить его было принято в 1995 году, а строить начали в 1997. Об этом много писали, много шутили, иерусалимский трамвай даже стал неким культурным феноменом. И вот, свершилось! Трамвай пошел.
Выходя с новой Центральной автобусной станции (которая, как все знают, называется «Тахана Мерказит»), можно сразу сесть на трамвай. Если поехать вправо, по подвесному мосту, то вы окажетесь, в конце концов, на горе Герцля, а если влево – то путь ваш будет проходить по центру Иерусалима, до стен Старого Города, а дальше – в новые районы севера: Писгат Зеев и Неве-Яаков. Но, самое главное, он идет по Яффо, одной из когда-то (еще совсем недавно) самых неопрятных, перегруженных и не гулятельных иерусалимских улиц, которая волшебным образом изменилась, стала пешеходной и очень приятной. На второй остановке к вашим услугам знаменитый рынок «Махане Иегуда», следующая остановка – площадь Давидка, следующая – это уже «Кинг Джордж», а значит два шага до Машбира Бен Иегуды и знаменитого иерусалимского единорога, далее – вы уже практически у стен Старого Города, а потом… Увы, дальше я не поехал – мне уже хватило.
Иерусалимцев долго приучали к трамваю – в тестовом режиме он ходил почти полгода, но местное население в него не верило, и аварии случались регулярно. Трамвай пустой ездил по городу, звоня в колокольчик, чтобы к нему привыкли и не пугались. Когда решили, что к внешнему виду иерусалимцы адаптировались, решили запустить в тестовом режиме, бесплатно, типа: «Катайтесь, граждане, привыкайте». Ну, граждане и стали. Бесплатные трамваи ходят редко, но забиты как самые настоящие одесские, киевские или екатеринославские собратья в те времена, когда маршруток не было, а проезд стоил 3 копейки. Поскольку кондукторов не предусмотрено, то кричать «Граждане, местов нету» приходится самим пассажирам, а также толкаться, ругаться, испытывать чувство локтя в собственной груди и ребрах, а также коленях (ибо иерусалимцы катаются на трамвае с детями и совершенно не понимают призывов «Мамаша, уймите немедленно, а то я его уйму сам, и кому от этого будет?»). Пожилые, благообразные раввины, мамаши с колясками, двойными колясками, тройными колясками и все их дети, а также пенсионеры не столько едут, сколько стоят на остановках минут по десять, ибо двери не закрываются, а висеть на подножках не предусмотрено конструкцией. Возникает чувство законной гордости – все эти снобистские «иерушалаими» на поверку оказываются такими же точно, как коренные обитатели Привоза, Озерки или Евбаза: так же пихаются, скандалят, а некоторые, поинтеллигентней, также скромно молчат, пытаясь сохранить, даже в трамвае, человеческое достоинство. «Это вам не автобус, граждане, это трамвай, тута свои правила».
Говорят, что все это закончится через две недели. Начнут брать деньги, и филиал Одессы прекратится, и все будет чинно и прилично (насколько это возможно в Израиле). Сейчас билет в городской автобус стоит почти два доллара, вряд ли в трамвае будет дешевле. И ходить он тогда будет быстрее, каждые 4 минуты, и не будет утрамбовываться на каждой остановке, и п