Варшава аплодирует еврейским кинофильмам

Варшава аплодирует еврейским кинофильмам

В последние дни октября в столице Польской республики прошел ежегодный, XI Варшавский еврейский кинофестиваль (правильное название – «Фестиваль фильмов на еврейскую тему», Festiwalu Filmów o Tematyce Żydowskiej), на котором за победу и право обладать особой наградой, учрежденной фестивалем — «Кинокамерой Давида» — соревновались почти три десятка современных кинолент на еврейскую тематику, выпущенных в свет в 2012 и 2013 годах.

 
Единственным, кто заранее, еще до официального начала, получил «Кинокамеру Давида», стал Тадеуш Конвицкий (Tadeusz Konwicki) – 87-летний польский писатель, кинорежиссер и киносценарист. Он был награжден «Кинокамерой Давида» за его значительный вклад в кинематограф и литературу, «привнесенный, благодаря его воспоминаниям о мире польских евреев», полностью разрушенном в годы Второй Мировой Войны. Фильмы Тадеуша Конвицкого на фестивале были представлены вне конкурса, на специальном, «ретроспективном» показе, в рамках которого зрители увидели его работы «Долина Иссы» (1982) и «Как далеко отсюда, как близко» (1971). Можно смело сказать, что весь фестиваль был осенен его именем и был как бы посвящен ему и его подвигу творческого служения.
 
В этом году кинофестиваль проходил на двух берегах Вислы – часть показов шла в знаменитом кинотеатре «PRAHA», который находится в историческом варшавском районе Прага, на правой стороне Вислы. Ну, а большинство кинофильмов были продемонстрированы в недавно открывшемся «Музее истории польских евреев» (Muzeum Historii Żydow Polskich), расположенном в левом берегу реки, в районе Муранов, который был выстроен на месте разрушенного Варшавского гетто. «Музей истории польских евреев» в этом году является главным партнером кинофестиваля. (Кстати, об одном из виртуальных проектов этой научной институции, да и о самом Музее, наш сайт уже писал – почитать об этом можно здесь). Посетить кинопоказы, проходящие в Музее, можно было бесплатно, а чтобы посмотреть фильм в кинотеатре «Прага» гостям фестиваля пришлось приобретать билеты по цене семь злотых (1 евро 68 центов, или около 18 гривен!!!!) за одну штуку.
 
На фестивале фильмы были разделены на четыре жанровые категории: «игровые» художественные картины, документальные киноработы, короткометражные фильмы и анимации, а также  короткометражное документальное кино. В программе были кино-работы как израильского производства, так и созданные в США и Канаде, а также снятые в европейских странах – Польше, Франции, Голландии, Германии, Бельгии, Ирландии и других. Многие из демонстрированных на Варшавском фестивале киноленты уже принимали участие и получали престижные награды других авторитетных киноконкурсов. Но все рекорды по количеству ранее приобретенных наград побил израильский документальный фильм «Нумерованные» (Numbered), рассказывающий об узниках Освенцима – на счету его создателей, режиссера Дианы Дорон (Dana Doron) и Уриэля Синай (Uriel Sinai), уже есть несколько десятков кинопремий, привезенных из США, Китая, Австралии, Греции, и, конечно, из Эрец-Исраэль. Сам фильм принимал участие более чем в сотне киноконкурсов и фестивалей.
 
«Гвоздем» программы стал допремьерный показ, уже ставшего знаменитым, фильма немецкого режиссера Маргарете Фон Тротта (Margarethe von Trotta) — биографической драмы «Ханна Арендт» (Hannah Arendt), который обращается к страницам из жизни философа и политолога Ханны Арендт, которая, в качестве корреспондента газеты «The New Yorker», делала репортажи о суде над нацистским преступником Адольфом Эйхманом. Наш сайт ранее писал об этом фильме.
 
Для финального показа, завершившего семидневный фестиваль, был выбран французский кинофильм 2013 года «Еврейский кардинал» (The Jewish Cardinal), обладатель гран-при конкурса «Лучшая французская TV-драма». Его польский зритель увидел впервые, ибо до фестиваля в Польше не было ни одного сеанса или показа «Еврейского кардинала». Этот фильм основан на реальной истории Его Высокопреосвященства кардинала Жана-Мари Люстиже (встречается другое написание на русском – Люстигер, но на французском он все-таки «же» — Jean-Marie Lustiger; 1926-2007) сына польско-еврейских иммигрантов, который поддерживал свою еврейскую идентичность даже после перехода в католичество в молодом возрасте, а потом присоединения к священству. «Быстро выдвигаясь в рядах духовенства, Люстиже был назначен Папой Иоанном Павлом II, архиепископом Парижа, и так нашел новую платформу, чтобы отпраздновать свою двойную идентичность как католический еврей, что принесло ему как друзей, так и врагов с обеих сторон», — сказано в описании фильма.
 
Лучшие, по мнению жюри (в составе двух журналистов и одного сотрудника «Музея истории польских евреев»), киноработы, названия которых пока неизвестны рунету, вместе с «Кинокамерой Давида» получили от организаторов денежные премии. Так, специальная денежная награда, предоставленная международным каналом Общественного телевидения Польши Telewizja Polska (TVP), составляет 10 тысяч злотых, а обладатель гран-при получит (или уже получил) 15 тысяч злотых от Министерства культуры Республики Польша.
 
В воскресенье наш сайт планирует сообщить о победителях и церемонии завершения фестиваля.


https://djc.com.ua/public/fck_new_Userfiles/aaaaa.jpg