В один из дней Холь а-Моэд праздника Суккот, в который отмечают радость возлияния воды на жертвенник Иерусалимского Храма – Симхас Бейс а-шейва – в центральной синагоге «Золотая Роза» состоялась вечеринка и праздничные фарбренгены, а затем и веселые танцы.
Для девушек программа была организована в новом приделе главного молитвенного зала, где были накрыты столы, и где прошло занятие по изучению еврейских танцев, провести которое была приглашена Главный хореограф театра «ТАБУ» Анна Дацковская.
Мужчины, как и положено, делали «лехаим» в сукке, и даже сильный дождь не был им в этом помехой. Ну а танцевать все отправились в главный молитвенный зал для того, чтобы во всей полноте ощутить Симхас Бейс а-шейва.
В свое время журнал «Лехаим» в материале «С хасидской точки зрения», составителем которого был Алтер Мецгер, так изложил учение Любавического Ребе о значении этого дня: «Радость Симхас Бейс а-шейва – это интенсивное переживание уже существующей радости, поэтому ее легко вызвать в своем сознании. А радость исполнения заповедей в целом всегда, применительно к любой заповеди, независимо от эмоционального состояния человека в тот или иной момент времени, – серьезнейшее усилие, которое Рамбам определяет как «проникновенное служение Г-споду». Недаром тут же приведены слова царя Давида, сказанные, когда он «скакал и плясал подле Ковчега» (II Шмуэл, 6:22), – они еще раз напоминают нам, что требуется серьезное усилие, чтобы пробудить радость всякий раз, когда исполняется та или иная заповедь.
И это в высшей степени практичный подход. Понятно, что в праздник, «во времена нашей радости», пробудить вибрирующую внутри радостную эмоцию легко. Но как это сделать, когда человек погружен в повседневную рутину? Рамбам дает нам понять, что только после Веселья Черпания Воды начинается «проникновенное служение», когда заповеди исполняются с радостью. Даже в повседневной жизни всякий поступок еврея должен быть связан со служением Б-гу на том уровне, на котором оно возможно. Это относится к исполнению заповедей, происходит ли то во всей полноте понимания, «бескорыстно, во имя Небес» (Пиркей Овойс, 2:2), или же на том уровне, о котором сказано: «Во всех путях твоих познавай <волю> Его» (Мишлей, 3:6). В любом случае при исполнении заповеди должны быть оправданы слова псалма: «Служите Г-споду в радости» (Теилим, 100:2).
Мудрые настаивали: «Негоже человеку наполнять уста свои смехом, покуда он в этом мире» (Брохойс, 31а), но по отношению к исполнению заповедей всё обстоит наоборот. Радость необходима и неотделима от исполнения заповедей. А это переносит «смех» в духовное царство, как сказано: «Сидящий в небесах усмехается» (Теилим, 2:4). Б-г смеется и всегда будет смеяться над попытками поработить еврейский народ, а придет время, и исполнится пророчество: с приходом Мошиаха «Наполнятся уста наши смехом» (Теилим, 126:2), и приход тот – скоро».