Никогда еще музыку знаменитого композитора, и столь же знаменитого антисемита, Рихарда Вагнера израильтяне не играли в Германии. Намерение «Израильского камерного оркестра» публично сыграть «Зигфрида-Идиллию» на немецкой земле уже вызвало нешуточной скандал.
Несколько ассоциаций жертв Холокоста выступили против участия израильского оркестра в Вагнеровском фестивале в Байрейте, тогда как ассоциация, которая выступает за внедрение творчества Вагнера в израильскую культуру, приветствует этот шаг и обещает, что уже в ближайшее время музыка Вагнера зазвучит и в концертных залах Израиля.
Негласный, но вполне сформулированный запрет музыки Вагнера на территории тогда еще еврейского ишува Британской подмандатной Палестины, был введен в 1938 году, после еврейского погрома в Германии, ставшего известным как «Хрустальная ночь». Тогда, на концерте 12 ноября 1938 года, Палестинский филармонический оркестр (в будущем Израильский филармонический оркестр) демонстративно отменил исполнение произведений Вагнера.
В дальнейшем государство Израиль продолжило бойкотировать композитора, чьи произведения исполнялись в концентрационных лагерях и съездах нацистской партии, хотя официального постановления по этому поводу принято не было.
Израильские оркестры Вагнера не играли, радиостанции не проигрывали его произведения, пластинки, а затем диски с его произведениями невозможно было купить в израильских магазинах.
Страна, которая стала домом для сотен тысяч жертв Холокоста, провела красную черту, и Вагнер, любимый композитор Адольфа Гитлера, остался за ее пределами.
Попытки нарушить бойкот начались еще в 1980-х годах, однако общественное мнение заставило музыкантов и любителей музыки Вагнера отказаться от идеи амнистировать его музыку.
Одним из немногих, кто осмелился нарушить негласный, но жесткий запрет, стал знаменитый дирижер Зубин Мета, который в 1981 году включил в программу концерта увертюру к "Тристану и Изольде". Тогда после бурного протеста израильтян, переживших Холокост, исполнение было прервано, однако фрагменты произведений Вагнера стали включаться в программы израильского радио, а записи музыки Вагнера появились в продаже в музыкальных магазинах Израиля.
В 2001 году, в программе Фестиваля Израиля, было объявлено исполнение музыкантами Берлинской оперы под управлением Даниэля Баренбойма акта из оперы Вагнера «Валькирия», но, по просьбе общественности, дирекция фестиваля попросила дирижера отменить выступление. Баренбойм изменил программу, однако, по окончании концерта, предложил желающим остаться в зале и послушать оркестровый фрагмент одной из опер Вагнера. Этот поступок вызвал противоречивую общественную реакцию и бурную дискуссию в израильской прессе, после чего музыка Вагнера в Израиле по-прежнему не исполнялась.
Теперь ситуация изменилась — «Израильский камерный оркестр» под управлением Роберто Патерностро уже сыграл Рихарда Вагнера в Германии. Концерт, на котором была исполнена симфоническая поэма «Зигфрид-Идиллия», состоялся в рамках открывшегося 25 июля Байрейтского фестиваля.
Сторонники бойкота указывают на то, что музыка Вагнера, названная Гитлером «высочайшим выражением немецкой души», звучала на съездах национал-социалистической партии и сопровождала узников концентрационных лагерей в последний путь — в газовые камеры.
Однако, по словам Патерностро, который назвал Вагнера «великим композитором», следует «отделять человека от его творчества». «Я знаю, что в Израиле с этим не готовы примириться. Однако многие, особенно молодежь, говорили мне, что пришло время повернуться к Вагнеру лицом», — заявил дирижер. Намерения Патерностро поддержали одна из