«Все будет хорошо!» Грустный оптимизм абсурда…

Общинный Фестиваль Еврейской Книги этого года завершился премьерой спектакля театра «ТАБУ», который называется «Все будет хорошо!» и который стал важной частью церемонии закрытия, которую провела Адель Левикова, заведующая библиотекой имени Мары Клиоц Еврейского Общинного Центра имени Розалинд Горвин, во время книжной выставки в арт-центре «Квартира».
 
На спектакле побывал наш постоянный обозреватель по вопросам культуры Эзра Гордон: «Безусловно, как правильно обратили мое внимание сотрудники ЕОЦ, главной частью мероприятия была книжная выставка и возможность для всех пришедших познакомиться с книжными новинками, новыми поступлениями в библиотеку, среди которых, действительно, есть очень много хороших книг, которые стоит прочитать.
 
Театральная же часть закрытия ОФЕКа задолго до начала обещала сюрпризы, например, само название спектакля — «Все будет хорошо!». Ведь не может же рафинированный интеллигент, эстет и интеллектуал Алла Бураковская цитировать Верку Сердючку или девиз «Русского Радио». Может быть, здесь намек на песню «Океана Эльзы»? Потом, когда появились афиши, стало понятно — сюрпризов будет много , что снова, впрочем, как и всегда, Алла Бураковская поставила перед собой задачу сделать невозможное – соединить в одном флаконе Эжена Ионеско, Аркадия Арканова и братьев Шаргородских. Разве это возможно? Оказалось, да.
 
Рецепт синтеза несоединимого от Аллы Бураковской оказался достаточно прост – вначале немного философии, щедро сдобренной самоиронией по тексту американского раввина Дж. Римера о проблеме антропоцентризма, затем музыкальной связкой – полонезом, а, может, и менуэтом, во всяком случае, какой-то архаикой – вихрь абсурдистского юмора, вначале просто забавного, а потом превращающегося в нечто грозное и даже страшное. Причем из мухи в прямом смысле этого слова делают не слона, а, как бы это выразиться, даже трудно подобрать в русском языке правильное слово, по-украински проще – гаплык.
 
Следующая часть эсхатологическая, если обобщать – о гибели цивилизации, а если конкретнее – о беспомощности культуры перед варварами, радостными в своем невежестве, объединенными своим ничтожеством и своей массой, причем происхождение варваров не конкретизируется – это могут быть и гунны в Риме, и беснующиеся магрибские подонки на Монмартре, да и просто гопники из спальных районов, «с массивов», как они говорят, злобные, тупые и ограниченные, чувствующие свою примитивность, и оттого особенно злые и жалкие. Хотя все равно опасные и давящие. С легкостью они растаптывают интеллектуалов, с радостью насилуют, убивают и жгут, разрушают. Много раз мы видели это. Это они сожгли библиотеку Блока и осквернили Зимний, это они взрывают архитектурные памятники в Афганистане, это они громко гогочут в парках, играя на гитаре и стуча по барабанам, заставляя предположить, что Дарвин, очень может быть, был таки прав, но что человекообразность еще не делает человеком. От факельных шествий на площадях Берлина до Манежки и «России88».
 
И снова возникает образ мухи, причем заставляющий вспомнить и великий фильм, и Голдинга, ведь Алла Бураковская не говорит о специально организованных манипулятивных случаях, когда кто-то управляет невежественной толпой, как бы ее не звали, гитлерюгенд, хунвейбины, «наши» или что-то подобное, ее вывод куда печальнее и страшнее – отсутствие культуры, отсутствие созидания, интеллектуального и нравственного труда превращает молодого человека в элемент агрессивной, злобной толпы. Этот ужас как энтропия – возникает сам по себе, а чтобы избежать его – «Душа обязана трудиться».
 
Итак, все дело в мухах? Муха – тот стержень, который объединяет все три (а если считать и философскую прелюдию, то и четыре) новеллы. Но в финальном представлении мух в