Все меньше белых пятен на планете – в «Географическом обществе Израиля» узнали о Днепропетровске

Все меньше белых пятен на планете – в «Географическом обществе Израиля» узнали о Днепропетровске
Лев Виленский, наш бывший земляк, выходец из Днепропетровска, открыл для организации, называющей себя «Географическое общество Израиля», новую «Terra Incognita» – еврейский Днепропетровск, опубликовав на ресурсе этого общества большое эссе под названием «О Меноре, “Ткуме” и музее Холокоста».
 
Как говорит сам Лев, теперь иерусалимец: «Я сын профессора Олега Григорьевича Виленского, внук адвоката Григория Исааковича Виленского. По образованию химик, по профессии – тоже. Тем не менее, последнее время стал все больше отдавать себя истории, краеведению и написанию статей и книг». Доктора Олега Виленского хорошо помнят среди днепропетровской  интеллигенции и рады тому, что члены этой почтенной семьи даже в городе, которому отдано девять десятых красоты мира, помнят и хранят свою «familia historia».
 
Лев Виленский сообщил нашему сайту, что, по его мнению, в новостях «Географического общества Израиля» ранее было сообщение об открытии «Меноры» в Днепропетровске, но применив поиск на их сайте по словам «Днепропетровск» или «Менора» мы этого не нашли. Значит, тем более важно, что теперь уважаемые господа (а при словах «Географическое общество» сразу представляются именитые ученые с громкими титулами, многие с орденами, в ухоженных бородах и бакенбардах, залы с высокими потолками, доклады, экспедиции, респектабельность и солидность, члены-корреспонденты, почетные и действительные члены, и их снисходительные улыбки при виде некоторых чудаков, похожих на знаменитого Жака-Элиасена-Франсуа-Мари Паганеля) уж теперь-то точно знают, что есть такой город в степях Приднепровья, и что туземцы (то есть, мы) там радушные и доброжелательные.

(Дополнение. После публикации этой новости Лев Виленский прислал нам прямую ссылку на первую публикацию о днепропетровской «Меноре».) 

Лев Виленский (а он руководитель пресс-центра «ГОИ» в Иерусалиме) рассказал нам, что «мы видим в Днепропетровске огромный туристический потенциал для туристов из Израиля, как русскоязычных, так и ивритоязычных». О самом  обществе он также сообщил, что это «израильская организация, зарегистрированная в правительственных учреждениях как добровольная и некоммерческая» и что «в нашем коллективе, помимо журналистов-профессионалов, есть гиды, историки, географы и известные израильские русскоязычные блоггеры. Мы работаем с государственными структурами Израиля, и имеем крепкие связи с министерством туризма».
 
Хотя издание «Географического общества Израиля» – интернет-ресурс «Журнал «ИсраГео», очень строго подходит к тому, чтобы никто ничего у него не перепечатывал без его на то особого письменного согласия, мы все же рискнем, не испрашивая такого (наверное, это пергаментный свиток с сургучными печатями), напечатать эссе Льва Виленского на нашем сайте, благо свое авторское разрешение он нам на это дал.

 
О Меноре, “Ткуме” и музее Холокоста
Днепропетровск еврейский
Лев Виленский
 
 
 

(1) И не мог Иосэйф удержаться при всех, стоявших около него, и закричал: выведите от меня всех! И не стоял никто при нем, когда Иосэйф дал себя узнать братьям свом: (2) И он поднял крик с плачем, и услышали Египтяне, и услышал дом Паро. (3) И сказал Иосэйф братьям своим: я Иосэйф, жив ли еще отец мой?

 

(Книга Берейшит в переводе Моссад рав Кук, Глава Ваигаш, 45:1- 3)

 
 
Я родился и до 12 лет жил в городе Днепропетровске. Мой отец родился в нем же, и дед, на чьей заросшей травой могиле я прочитал сегодня кадиш.
 
 Их уже нет со мной – дед остался лежать в украинской земле, в том городе, в котором он защищал своих подопечных на судах, и обрел славу одного из лучших городских адвокатов. Отец же – в городе своей мечты, в Иерусалиме, на тихом и зеленом склоне горы, которую называют «Ар-а-Менухот» – «Гора почивших».
 
Сегодня, в днепропетровском Еврейском Центре, самом большом центре такого рода в мире, я посетил Музей Холокоста. Новый, открывшийся в октябре 2012 года, музей, в таком же новом, с иголочки, огромном и внушительном здании, называемом «Менора». Его хорошо видно со многих ракурсов городского пейзажа. Оно вписалось в него органично, стоя среди улочек, когда-то густо населенных евреями: Харьковской (там купил дом мой прадед Ицхак), Шолом-Алейхема, Баррикадной, Гопнер, Самарского. В этих улочках когда-то идиш звучал чаще, чем русский и украинский. В них и сейчас слышны отзвуки еврейских голосов.
 
Вторая Мировая уничтожила еврейскую общину города. По разным данным – от 11 до 20 тысяч евреев были уничтожены.
 
Те, кто успели эвакуироваться, вернулись в Днепропетровск. Среди них была моя семья.
 
Отец! Я сегодня видел осколок той бомбы, которые падали на город Днепропетровск в 1941 году, от которых вы прятались в вырытой во дворе дома номер 14 на улице Клары Цеткин щели. Этот осколок, с хвостовым оперением, выставлен в Музее Холокоста в том самом городе, где мы с тобой родились. Слышишь, отец? Ты не застал уже строительства Еврейского центра, не посетил музея. Но твой ужас, ужас десятилетнего мальчика перед леденящим звуком падающих немецких бомб я испытал сегодня так остро, что мне стало страшно вместе с тобой! На барельефе, где брошенная квартира, сиротливо оставленная на столе посуда, книги в шкафу и лежащая на полу кукла, изображена та самая квартира в доме по улице Клары Цеткин, где ты, сидя в кресле старинной работы (я помню его по фотографиям) читал книги, и слушал рассказы своих родителей. Это тебя, десятилетнего, везли в спешке родители в холодный Челябинск, чтобы уберечь от других вагонов – ехавших в Освенцим, Треблинку, Собибор. Ты успел. А те, кто не успели…
 
Вот то, что осталось от них. Личные вещи и вставные челюсти. Их нашли недавно при строительстве. Рядом с братской могилой расстрелянных днепропетровских евреев.
 
Экспонат за экспонатом, вещь за вещью, все рассказывает нам о еврейской жизни на Украине, о Холокосте, о страшной судьбе, выпавшей на долю народа моего. От погромов, дела Бейлиса, советских еврейских колхозов – и до печей Аушвиц-Биркенау. Антисемитские памфлеты из российских газет времен Бейлиса, антисемитские книжки для детей на немецком языке, изданные в гитлеровской Германии. Мастерская еврейского сапожника, любовно воссозданная вплоть до смешной мисочки с деревянными сапожными гвоздиками, портреты еврейских семей, свитки Торы, трость со Звездой Давида на набалдашнике, под которым скрывается клинок (эта трость спасла прадеда ее дарителя от нападения антисемитски настроенных молодчиков в Варшаве начала прошлого века). Старинные издания Талмуда. Тфилинн. А вот – форма штурмовика из СА, молодчика, рьяно колотившего стекла во время “Хрустальной ночи”. Набор трофейных медицинских инструментов немецкого изготовления, бывших “в работе” у врача-еврея, служившего в советской армии. Парадоксально, но этими инструментами он продолжал пользоваться до 60-ых годов. Оружие еврейских партизан. Куклы из кукольного театра, существовавшего в Варшавском гетто (рядом фотографии трупов еврейских детей, умерших от голода в этом же гетто), нарукавные повязки со звездой Давида, а в соседней витрине – карманный справочник немецкого офицера по расовому устройству мира, где евреи обозначены черными, а арийцы – белыми кружками. Потрясающие экспонаты, каждый из которых – отдельная глава книги, имя которой Холокост.
 
Группу вела Анна Медведовская, сотрудница музея и научного центра по изучению Холокоста – «Ткума». Не могу не отдать должное ее высокому профессионализму и умению ввести посетителя, независимо от его национальной и конфессиональной принадлежности, в тот, уже утерянный, еврейский мир, который существовал на Украине до 1941 года. Не могу не похвалить ее стиль ведения экскурсии, спокойный, без единой нотки пафоса. Именно так надо рассказывать о Холокосте.
 
Музей, который смог – как ранее наш, иерусалимский, Яд Ва-Шем, заставить меня ощутить тот нереальный, какой-то инфернальный страх, преследовавший евреев всю их галутную жизнь, это действительно очень достойный посещения музей. Как и еврейский центр «Менора» – символ возрождения еврейской общины Украины. Символ новой жизни».
 
Будем надеяться, что теперь, после этой публикации, в наш город поедут большие экспедиции не только географов, но и этнографов, антропологов и других ученых и мы, наконец, займем свое место на всех картах. Ждем с нетерпением в гости всех Гумбольдтов, Лаперузов, Пржевальских и Миклухо-Маклаев.
 

https://djc.com.ua/public/fck_new_Userfiles/002.JPG