Встреча Натана Щаранского с еврейской молодежью Днепропетровска

Встреча Натана Щаранского с еврейской молодежью Днепропетровска

Важной частью рабочего визита главы Еврейского Агентства «Сохнут» Натана Щаранского в Днепропетровск стала его встреча с еврейской молодежью, которая состоялась в аудиториуме «Шиурей Тора Любавич». На встречу были приглашены студенты ШТЛ, участники STL, активисты «Гилеля» и молодежных программ «Сохнута».

 
Натан Щаранский рассказал о том, что значило быть евреем в Советском Союзе, об унижениях и преследованиях, которым подвергался еврейский народ во времена «развитого застоя», о его борьбе за право евреев на репатриацию, о том, как правильно организовывать пусть и немногочисленные акции (десять человек на пять минут), но так, чтобы это получило максимальный эффект в мировом масштабе, о том, как правильно дезориентировать спецслужбы, и о готовности евреев его поколения к самопожертвованию не ради материальных благ, но ради Свободы.
 
Большое внимание Натан Щаранский уделил хитростям поведения политзаключенного на допросах и в условиях тюрьмы. «Я всегда помнил, что я свободный человек, а они нет, – подчеркивал легендарный диссидент и борец за права человека, – я могу рассказывать анекдоты, над которыми они не смеют смеяться, я имею право говорить все, что я думаю, а прислужники советского режима боялись этого больше всего».
 
Еврейской молодежи было интереснее всего узнать, каким образом поддерживали между собой связь политзаключенные в разных камерах, как они обманывали охрану, и каким необычным способом достигалась лучшая слышимость. У многих мороз прошел по коже, когда Натан Щаранский рассказал о своем самом памятном Йом Ацмаут, и о том, как он и его друг, также «узник Сиона» Иосиф Менделевич, его отмечали.
 
Также большое впечатление на еврейскую молодежь, выросшую в свободной и демократической Украине в период еврейского возрождения, произвели рассказы Натана Щаранского о методах сохранения присутствия духа в самых тяжелых условиях – а ведь ему это известно не понаслышке – большую часть своего девятилетнего заключения он отбыл в одиночке, а 405 дней провел в карцере и штрафном изоляторе.
 
У еврейской молодежи было много вопросов, и не только по опыту борьбы с советской «империей зла», но и по политической карьере Натана Щаранского в Израиле, о его видении будущности для еврейских общин и еврейской молодежи в диаспоре, и больше всего ребята хотели услышать ответ на тот вопрос, который волновал и их отцов, и даже их дедов – «ехать или не ехать». Натан Щаранский ответил, что, слава Б-гу, выбор каждый делает сам, и никто не вправе навязывать свободному человеку чужого решения, но ясно дал понять, что он знает, какой ответ правильный, и в какое будущее еврейского народа он верит, и этот ответ – не умозрительное интеллектуальное рассуждение – Натан Щаранский отдал ему всю свою жизнь.