Дискуссия о наличии или отсутствии украинской еврейской идентичности, кажется, все-таки идет, если не в обществе, то уже на страницах газет. Большой общественный резонанс вызвало интервью известного киевского историка, крупнейшего специалиста в Украине по теме Бабьего Яра, Виталия Нахмановича, в котором он заявил, что украинское еврейство, по сути, осталось советским, тяготеющим к «имперским тоталитарным проектам», рассказал почему, на его взгляд, не удалось построить полноценную общину, а также о роли евреев в идущей сейчас в Украине «войне за вектор развития». Одновременно с этим Виталий Нахманович привел множество важных исторических фактов, которые помогают нам по-новому взглянуть (или, даже, задуматься) о судьбе и роли евреев на украинской земле.
Поскольку публикация полного текста интервью Виталия Портникова вызвала положительную реакцию у наших читателей, мы считаем возможным продолжить публикацию материалов этой дискуссии (понимая, что материалы такого уровня – это, все таки, не совсем формат для информационного сайта, а, скорее, они должны печататься в газетах и журналах) и нам кажется, что нашим читателям будет интересно ознакомиться с аргументами и позицией Виталия Нахмановича, которую он изложил в беседе с главным редактором газеты «Хадашот» Михаилом Гольдом.
Виталий Нахманович: Для начала хотелось бы задать общую перспективу. Известно, что наша, евреев, задача – исправить этот мир, вернуть его в гармоничное состояние.
Нам заповедано быть царством священников и святым народом, репродуцируя этот пример на весь остальной мир. Мы, однако, большую часть своей истории занимались чем угодно, только не этим. Понятно, что отличником быть тяжело, если вокруг одни троечники – почему бы и нам ими не стать?
Но кому Тора дана – нам или им? Это все равно, что директор школы будет говорить: «А они первые начали». Мы в этой школе учителя, мы должны учить «правильно жить» остальные народы, а не они нас. Это наша еврейская задача в этом мире. Тот же украинский народ существует 400 лет. А мы – больше трех тысячелетий. Требования разные.
И учить надо на собственном примере. Нельзя говорить, мол, у нас одни герои, а у вас – негодяи. Кто в еврейской прессе пишет правду о таких деятелях, как Ягода или Каганович, заместитель Геринга Эрхард Мильх или начальник Главпура Лев Мехлис? У каждого в шкафу есть свои скелеты. Так давайте разберемся со своими мерзавцами и негодяями, а украинцы и все остальные пусть разбираются со своими.
Михаил Гольд: А окружающие, на твой взгляд, всерьез готовы воспринимать нас учителями?
В.Н.: Но они же очевидным образом нас так и воспринимают. Евреи занимают совершенно неадекватное своей численности место в истории именно потому, что все народы осознают нашу особую роль. На нашей Торе построено все христианство и вся постхристианская культура, возникшая как отрицание христианства. Почему непризнание евреями Христа – одна из центральных точек христианской теологии? Ну, какая, в сущности, разница, принял этот небольшой народ христианство или нет? Огромная, потому что речь идет о евреях. И поэтому каждый народ ждет от нас лояльного отношения к себе, к своим идеям, все хотят, чтобы мы к ним относились лучше, чем к другим. Это отношение детей к взрослым, учеников к учителям. И антисемитизм – это тоже реакция детей, обиженных на взрослых за то, что они их не любят и не понимают.
М.Г.: Возможно, мы плохие евреи, осталось понять КАКИЕ плохие, самоопределение в данном случае принципиально важно.
В.Н.: С точки зрения Торы нет разницы, каким идолам поклоняться. Для Всевышнего, что еврей-нацист, что еврей-комму