И снова о библиотеке Шнеерсона

Очередной виток скандала, связанного с отказом руководства Российской Федерации возвращать украденную большевиками «библиотеку Шнеерсона», приобретает гротескные формы – министр культуры РФ Александр Авдеев грозится лишить американцев российских выставок.
 
Российский министр боится, что любую выставку могут арестовать на территории США и не выпустить назад на основании того, что американский суд в августе 2010 года очередной раз подтвердил общеизвестный факт – российские власти удерживают «библиотеку Шнеерсона» незаконно и должны передать ее законным владельцам — хасидам движения «Хабад Любавич».
 
Так, например, в интервью на авторитетнейшей российской радиостанции «Эхо Москвы» Александр Авдеев ничтоже сумняшеся так описал данную ситуацию: «Дело в том, что одна американская общественная организация совершенно незаконно потребовала коллекцию редких книг из нашей Российской государственной библиотеки. Причем, эта коллекция в Российской библиотеке никогда не покидала пределов России, находится в ней законно, мы являемся собственниками. И вдруг американская общественная организация обратилась в американский суд с требованием отдать им эту коллекцию». До конца передачи министр культуры России так и не смог выговорить слова «библиотека Шнеерсона», «хасиды» и так далее. Их за него произносил ведущий, а министр своими устами поименовать своих оппонентов или предмет спора так и не смог. Впрочем, он предложил, во-первых, «судиться на территории России», а во-вторых, попытался неловко вбить клин между хасидами разных стран, сказав буквально следующее: «Духовное право есть и у аналогичных организаций на территории России, тем более, что это российская собственность, у нас свои есть верующие, не менее уважающие эту коллекцию, и если уже отдавать ее – то своим».
 
Не лишне напомнить уважаемому министру общеизвестные факты, что коллекция была сдана на хранение в 1915 году Иосифом Ицхаком Шнеерсоном с приближением линии фронта Первой мировой войны к Любавичам и переездом его со своим двором в Ростов-на-Дону. Тогда на книжный склад Персица и Полякова в Москве им было сдано 12 тысяч книг. В 1918 году все это было присвоено большевиками по изданному ими «декрету». Другую часть библиотеки (десятки тысяч рукописей) Иосиф Ицхак Шнеерсон смог вывезти из СССР, но в Польше, после начала Второй мировой войны, она попала к нацистам и после окончания войны была в качестве трофея привезена большевиками также в Москву.
 
Еще до окончательного крушения Советского Союза, но когда уже на его обломках создалась независимая Россия, 8 октября 1991 года Высший арбитражный суд РСФСР признал требования хасидов обоснованными и обязал Библиотеку имени Ленина вернуть им коллекцию. Библиотека это решение не выполнила, заявив, что ее архивы — национальное достояние советского народа.
18 ноября 1991 года Высший арбитражный суд РСФСР вторично постановил немедленно начать передачу коллекции в фонды специально для этого создаваемой Еврейской национальной библиотеки. Но библиотека вновь ничего не выдала. Тогдашний заведующий отделом рукописей Виктор Дерягин грозился сжечь себя вместе с коллекцией, а затем спрятал ее в стенах библиотеки.
 
Впрочем, через пару лет новая российская власть вернулась на старые позиции, и все решения о возврате были отменены. Часть рукописей ретивые библиотекари попродавали на черном рынке, а хасиды вновь начали нелегкий путь юридического возвращения своей святыни.
 
Что же такое «библиотека Шнеерсона», и почему и хасиды, и многие нееврейские политики и общественные деятели вели и ведут борьбу за ее возвращение? Кстати, любой нормальный, непредвзятый человек, узнавший о судьбе этой книжной коллекции, воспринимает ее как неотъемлемую часть Любавического движения и уж, во всяком случае, явно не как ро