Музей «Память еврейского народа и Холокост в Украине», отмечая Международный день цирка, напомнил о еврейской составляющей циркового искусства в Днепре, связанной не только с выдающимся архитектором Павлом Ниринбергом. Он создал не только здание современного цирка — один из символов города, — но и множество других знаковых объектов в Днепре.
Заместитель директора музея, доктор Егор Врадий, рассказал о еврейском влиянии на местный цирк, которое восходит к XIX веку: «Цирковая традиция началась еще в XIX веке, и её месторасположение тогда не совпадало с нынешним зданием на Сичеславской Набережной.
В 1830–1840-х годах в районе пересечения современных проспекта Дмитрия Яворницкого и улицы Юлиуша Словацкого произошли масштабные строительные изменения. На площади, где сейчас находится здание Днепровского академического театра оперы и балета, с конца 1790-х годов располагалась Екатеринославская губернская тюрьма, а прилегающая территория называлась Острожской площадью. В конце 1830-х годов устаревшее здание тюрьмы снесли, а новую построили немного южнее.
На месте пустыря после сноса старой тюрьмы появились примитивные деревянные аттракционы, доступные для всех социальных слоёв. Изменение функционального назначения привело к новому названию площади — Гойдалкова (от слова «качели»).
Именно там в Екатеринославе размещались временные шатры странствующих цирков. В 1885 году по приглашению еврейского артиста, а позже антрепренёра, уроженца Италии Альберта Саломонского (1839–1913) в город прибыла итальянская цирковая труппа под руководством Жижетто Труцци (1865–1925), представителя знаменитой цирковой династии. Для их выступлений Саломонский профинансировал установку огромного шатра-шапито, что фактически стало началом стационарного цирка в городе. Сотрудничество двух уроженцев Аппенинского полуострова, а также связи семьи Труцци в цирковом мире способствовали приезду в Екатеринослав цирковых звёзд того времени. Однако к началу XX века шатер уже выглядел непрезентабельно и проигрывал другим стационарным циркам, основанным Саломонским в других городах империи.
В 1911 году цирк в Екатеринославе сменил локацию и перебрался в район Озёрной площади. При строительстве новой арены строители старались соблюдать международные цирковые стандарты. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, в цирке прошёл своеобразный чемпионат по борьбе, главной звездой которого стал знаменитый спортсмен и артист Иван Поддубный (1871–1949), уроженец Полтавщины.
В советский период здание цирка неоднократно меняло своё назначение, а во время Второй мировой войны пострадало от бомбардировок. Несмотря на частичное восстановление, в 1960 году было решено построить новое здание, которое принимало зрителей до 1980 года, когда торжественно открыли современное здание Днепровского цирка.
P.S. Интересно, что в 1957 году на советские экраны вышел художественный фильм «Борец и клоун» (реж. Константин Юдин и Борис Барнет), действия которого происходят в начале XX века в Одесском цирке. В фильме есть реальные исторические личности, связанные с историей днепровского цирка. Главные герои — Иван Поддубный и известный дрессировщик и клоун Анатолий Дуров (1864–1916). Тогда как они вызывают у зрителя симпатию, Джузеппе Труцци и «немец» Альберт Саломонский предстают как циничные дельцы от циркового искусства».
Полный текст статьи с научным аппаратом можно прочитать здесь