Юлия Шибалкина, экономист центра CASE Украина (независимая аналитическая структура, часть международного проекта в странах, сбросивших советское иго) и сотрудник его дочернего проекта «Цена Державы», предложила использовать для реформ в Украине опыт Израиля, осуществившего жесткие и эффективные реформы в 1985 году, в ситуации во многом аналогичной нынешнему положению в Украине.
Текст госпожи Шибалкиной «Реформы во время войны: израильский урок для Украины» опубликован порталом www.liga.net и основан на информации Майкла Бруно, одного из авторов «Израильского стабилизационного плана», ученого-экономиста Еврейского университета в Иерусалиме, и Стэнли Фишера, выдающегося американо-израильского ученого-экономиста и чиновника (в 2001-2013 возглавлял ЦБ Израиля, а сейчас является вице-председателем Федеральной резервной системы США), который тоже принимал участие в создании Израильского стабилизационного плана.
Учитывая, что Юлия Шибалкина работает в проекте «Цена Державы», цель которого «оживить скучные и далекие от людей цифры и дать возможность каждому досконально разобраться, что случилось с его налогами», а также «вооружить людей аргументами и знаниями для борьбы с казнокрадами и коррупционерами», ее материал написан просто и доступно. С удовольствием предлагаем его читателям нашего сайта.
«Реформы во время войны: израильский урок для Украины»
Юлия Шибалкина
Мало кто знает, что 30 лет назад экономика и госфинансы Израиля были в таком же состоянии, как сейчас в Украине. Каков рецепт израильского чуда?
Война в Донбассе – плохое оправдание для отсутствия реформ. Более того, реформы являются необходимым условием победы Украины в этой войне. И уж точно в проведении реформ в таких условиях нет ничего необычного или невозможного. Опыт Израиля все это подтверждает. Стоит только очень захотеть.
Сейчас Израиль – одна из самых развитых стран мира. Несмотря на перманентный военный конфликт, в котором участвует страна, израильтяне наслаждаются высоким качеством жизни и комфортными условиями для ведения бизнеса.
Однако мало кто помнит, что в конце 1970-х – начале 1980-х годов Израиль был очень похож на сегодняшнюю Украину: война, страшная инфляция, двузначный дефицит бюджета, госдолг, превышающий 200% ВВП, мизерные золотовалютные резервы, угроза дефолта, «карманный» Нацбанк, коррупция, раздутый государственный аппарат, ненадежная поддержка со стороны США… Согласитесь, много общего.
До 1977 года в политике Израиля доминировали левоцентристы, но их неспособность установить мир и стабилизировать экономику стоила им победы на выборах. Правоцентристам, несмотря на огромные ожидания, за два срока у власти не удалось развернуть ситуацию. В результате на выборах 1984-го голоса разделились почти поровну. Тогда было решено, что первые два года премьером будет левоцентрист Шимон Перес, а следующие два – правоцентрист Ицхак Шамир.
Заняв пост, Шимон Перес, как и положено представителю левоцентристской партии, отказался существенно сокращать государственные расходы, надеясь решить проблемы дефицита бюджета и инфляции с помощью мягких методов и поддержки США. При отсутствии политической воли у премьер-министра надеяться, что министры смогут вытащить страну из кризиса, все равно что мечтать о несбыточном. На практике каждый из них пытался всеми силами защитить бюджет своего министерства.
Между тем ситуация в стране становилась катастрофической. И через девять месяцев у власти Шимон Перес начал решительные действия. Вместе с министром финансов Ицхаком Модаи они собрали немногочисленную команду экономистов, в которую вошли как чиновники, так и независимые эксперты, и начали разрабатывать стабилизационный план.
План был готов через три недели (в него также вошли многие предварительно наработанные, но ранее оставленные без внимания идеи). Особый вклад в создание плана внесли министр финансов Ицхак Модаи и Майкл Бруно. Перес почти сутки спорил с членами правительства, и в конечном итоге ему удалось протолкнуть его через Кабинет министров, хотя министры сопротивлялись руками и ногами.
Ицхак Модаи, которому тогда было 59 лет, был известен как человек блестящего ума, но авторитарного характера. До того как стать министром финансов в 1984 году, он уже возглавлял четыре разных министерства. Модаи — выпускник Лондонской школы экономики, где он изучал право и экономику.
Майкл Бруно — 53-летний ученый-экономист Еврейского университета в Иерусалиме (известный вуз Израиля). Он защитил докторскую диссертацию об экономике Израиля в Стэнфордском университете под руководством нобелевского лауреата Кеннета Эрроу.

С фискальной стороны главной целью плана было сокращение дефицита бюджета, что должно было остановить рост госдолга и расходов на его обслуживание. Израилю это удалось: бюджет на 1985 год был почти сбалансированным. И это притом что в предыдущие годы дефицит выражался двузначным числом. Были одновременно повышены налоги и сокращены расходы. Главным источником экономии средств стали субсидии предприятиям.
Также провели массовое сокращение государственных служащих, чиновников органов местного самоуправления и различных бюджетников. Учитывая выходные выплаты, сокращения не сильно влияли на размер дефицита в текущем году. Однако эти шаги продемонстрировали израильтянам и всему миру готовность правительства к реформам и переменам.
Авторы Израильского стабилизационного плана очень опасались, что успехи окажутся недолговременными. Дело в том, что и государственные органы, которым урезали бюджеты, и предприятия, у которых забрали субсидии, очень активно лоббировали свои интересы. К счастью, израильское правительство выстояло против их атак.
Строгое соблюдение плана позволило за считаные месяцы стабилизировать ситуацию в стране и создать условия для дальнейшего проведения рыночных трансформаций, которые и превратили Израиль в то, чем он есть сейчас.
Для справки.
CASE Україна – незалежна неприбуткова громадська організація, яка проводить економічні дослідження, аналіз та прогнозування макроекономічної політики.
CASE Україна є частиною мережі CASE, до якої входять аналітичні центри у Польщі, Киргизстані, Молдові, Грузії, Білорусі та Росії. CASE Україна є наступником Проекту макроекономічних реформ Гарвардського інституту міжнародного розвитку, який працював в Україні з 1996 до 1999 р. Починаючи з 1999 року CASE Україна працює як українська незалежна неурядова організація.
CASE Україна надає аналітичну та експертну підтримку урядовим та парламентським установам. Нашими партнерами, зокрема, є Міністерство економіки, Міністерство фінансів, Фонд державного майна, Державна податкова адміністрація, Національний банк України. Ми також тісно співпрацюємо з міжнародними організаціями — Світовим банком, Програмою розвитку ООН (UNDP), Агентством міжнародного розвитку США (USAID), Світовим економічним форумом тощо.
Діяльність CASE Україна фінансується з різних джерел, що гарантує незалежність організації. Основними замовниками наших досліджень є Європейська комісія, UNDP, USAID, Міністерство закордонних справ Польщі, Світовий банк, а також приватний сектор.
Головними принципами CASE Україна є якість, достовірність та неупередженість. Ми не представляємо інтересів політичних партій, бізнес-структур чи інших зацікавлених сторін. Висновки та рекомендації Центру базуються виключно на наших експертних оцінках. Мета нашої діяльності – сприяння реалізації системних економічних реформ для забезпечення сталого економічного зростання та підвищення добробуту населення. Різноманітність тематичних напрямків, за якими ми працюємо, забезпечує повноту та цілісність досліджень. У своїй роботі ми спираємося на вивірені економічні моделі, що забезпечує високу якість та достовірність наших прогнозів.
https://djc.com.ua/public/fck_new_Userfiles/c6fd03b6be9686a4e266dc7bf53be113(1).jpg