Законы дней со статусом «будни праздника – «Холь аМоэд»

Законы дней со статусом «будни праздника – «Холь аМоэд»
Статус дней в восьмидневный праздник Песах неодинаков. Первые два и последние два дня праздника имеют статус «Йом Тов», а дни между ними – статус «Холь аМоэд», то есть будней праздника. В них действуют разные предписания и запреты. (В Земле Израиля статус «Йом Тов» имеет только один первый и один последний день праздника, да и сам Песех продолжается в Эрец Исраэль только семь дней).
 
Об особенностях периода «Холь аМоэд» мы читаем в труде Элиягу Ки Това «Книга нашего наследия»: «из слов Торы – «Соблюдайте праздник мацы в течение семи дней» – мудрецы Талмуда (в Трактате Хагига) учат, что в дни Холь аМоэда запрещено выполнять многие виды работы.
 
Однако, несмотря на то, что наши мудрецы нашли первоисточник запрещения работать в Холь аМоэд в самой Торе, большинство авторитетов все же пришли к выводу, что этот запрет – не заповедь Торы, а постановление мудрецов, которые лишь воспользовались вышеприведенными словами Торы для обоснования своего мнения. Однако даже некоторые из ришоним – выдающихся авторитетов X-XVI столетий – считали, что работа, не обслуживающая нужды дней Холь аМоэда и не являющаяся давар гаавед (то есть такой, неисполнение которой причиняет значительный материальный ущерб), запрещена в дни Холь аМоэда непосредственно Торой. Поэтому все мы обязаны бережно относиться к святости Холь аМоэда и производить в эти дни только разрешенные работы.
 
В эти дни следует надевать праздничную одежду и устраивать не менее двух трапез – одну вечером, а другую днем.
 
Магариль надевал в Холь аМоэд ту же одежду, что и в субботу. Для Йом Тов у него были еще более «парадные» одежды. Дело в том, что в Йом Тов существует специальная заповедь, обязывающая нас радоваться этому дню. Для субботы такой заповеди нет. Что касается Холь аМоэда, то в дни его достаточно надевать субботнюю одежду.
 
Трапеза, устраиваемая в Холь аМоэд, обязательно должна включать в себя хлеб. Тот, кто ел любые другие блюда, но не ел хлеба, не считается устроившим трапезу. В Холь аМоэд Песаха эта заповедь имеет особое значение, ибо вместо обычного хлеба во время трапезы едят мацу, а, по мнению Виленского Гаона рабби Элиягу, есть мацу в течение всех семи дней Песаха значит исполнять заповедь в буквальном соответствии со словами Торы: «Ешьте мацу семь дней». 
 
Существует мнение, что и в Холь аМоэд, как и в субботу и праздники, на столе должны находиться два целых хлеба (в Песах – две мацы). 
 
В дни праздника Песах в утренней молитве не читается псалом Мизмор ле-тода (Тегилим, 100), так как в Храме в эти дни не приносилась благодарственная жертва (корбан тода). Дело в том, что ее необходимо приносить вместе с хлебом, испеченным из сквашенного теста, что невозможно в Песах.
 
Хотя дни Холь аМоэда сходны с праздничными, мы не включаем в них в Биркат гамазон обычную праздничную вставку: «Всемилостивый, пошли нам день, который одно лишь благо (куло тов)».
 
Святость дней Холь аМоэда
Дни Холь аМоэда наполнены святостью и всецело принадлежат Вс-вышнему. Название Холь аМоэд – «будни (хол) праздника (моэд)» – означает только, что эти дни уступают по своей святости первому и седьмому дню (Песаха), являющимся праздничными (йом шов). В остальном они моэд – праздник.
 
Поскольку дни Холь аМоэда как бы «обрамлены» праздничными днями, они также называются микра кодеш – «священное событие». В них, как и в праздничные дни, приносилась специальная жертва Мусаф.
 
Вот что сказано о святости дней Холь аМоэда в книге Йесод ве-шореш га-авода: «Каждый из нас должен чтить святость этих дней, освящать их с радостью и устраивать в них праздничные трапезы – как в Йом Тов. Иначе мы окажемся, как бы сродни идолопоклонникам, которые отринули всю Тору, как сказано в Талмуде: «Тот, кто пренебрегает праздниками, установленными Вс-вышним, не имеет доли в будущем мире, даже если он является знатоком Торы и совершил множество добрых дел». Поэтому мы должны относиться ко всем праздничным дням с особым почтением. Награда за исполнение этой заповеди является большей, нежели наказание за ее нарушение. Возвращаясь домой в этот день, мы обязаны громко провозгласить: Моадим ле-симха («праздники – к радости») – в точности как в Йом Тов. Это тоже часть освящения праздникаМоэда. Те, кто приветствуют знакомых в дни Холь аМоэда так же, как в будни, выказывают пренебрежение к празднику. Существует прекрасный обычай зажигать вечером в Холь аМоэд свечи – так же как в Йом Тов. Этот обычай широко распространен во всех западных еврейских общинах.
 
Тот, кто приглашает бедняка к своему праздничному столу, получает великую награду от Вс-вышнего. Это в полной мере относится к дням Холь аМоэда. Велико значение заповеди дарить радость бедняку. Многие исполняют ее именно в Холь аМоэд, устраивая в каждый день его праздничную трапезу для бедных. Это прекрасный способ освятить Холь аМоэд. Тому, кто так поступает, Вс-вышний всегда посылает достаток, чтобы он мог и далее радовать бедняков».
 
Правила ведения бизнеса в Холь аМоэд
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
 
Не разрешается торговать и вести дела в Холь аМоэд (полупраздничные дни), даже если под началом еврея (в фирме, магазине и пр.) работают одни неевреи. Разрешение дается только в том случае, если возможны убытки. Что понимается под убытками в бизнесе?
 
Они бывают двух видов:
а) Убытки, связанные с потерей в стоимости товаров.
б) Упущенная деловая возможность, которая вряд ли повторится в ближайшем будущем.
 
Убытки в товарной стоимости
Если стоимость товаров (или акций), падая, может дойти до такого низкого уровня, что после праздника они будут продаваться в убыток, их можно продать в Холь аМоэд. При этом разрешена не только продажа, но и ряд действий, связанных с продажей, которые обычным образом не совершаются в полупраздники: выписка документов, упаковка, доставка и пр.
 
Согласно мнению некоторых авторитетов, риск потери клиента из-за отказа поставить ему товар тоже считается потерей.
 
Если работодатель должен выдать зарплату своим работникам независимо от того, работают ли они в Холь аМоэд, или если ему предстоят другие существенные расходы, например, выплата тарифов или арендной платы, причем размеры этих выплат таковы, что в случае закрытия фирмы на несколько дней стабильность бизнеса окажется под угрозой, в этом случае разрешается продолжать работу на фирме или предприятии, чтобы компенсировать потери.
 
Если еврею грозит увольнение за пропуск работы в Холь аМоэд, ему разрешено продолжать работать, как обычно. Если же работодатель согласен освободить его от работы, но без оплаты, то решение относительно выхода на работу в Холь аМоэд зависит от финансовых обстоятельств работника. В каждом конкретном случае требуется консультация с раввином.
 
Некоторые авторитеты разрешают открывать магазины в Холь аМоэд из-за опасности потерять покупателей. Однако в кварталах, населенных преимущественно религиозными евреями, указанная причина теряет актуальность. Ведь если все еврейские магазины закрыты, опасность потери покупателей не возникает.
 
Редкая деловая возможность
Особое коммерческое предложение, которое вряд ли повторится в ближайшем будущем.
 
Торговая ярмарка, которая должна состояться в полупраздничные дни.
 
Назначенная на период Холь аМоэд распродажа товаров в связи с закрытием фирмы или реализация товаров обанкротившейся фирмы по сниженным ценам.
 
Нееврей, работающий в полупраздники
Все, что не разрешено делать еврею в Холь аМоэд, обычно запрещено и нееврею, работающему на еврея. В случае острой необходимости или выполнения какой-либо заповеди (что может привести к конфликту с данным запретом) следует посоветоваться с раввином.
 
В Холь аМоэд можно договориться с евреем или неевреем о выполнении работы после праздника, – при условии, что для этого не требуется писать, взвешивать или измерять.
 
Вождение автомобиля
В эти дни разрешается водить автомобиль для удовольствия или разрешенной трудовой деятельности.
 
Покупка жилья
Прежде чем подписать в Холь аМоэд документ о покупке жилья или внести денежную плату, следует посоветоваться с раввином.
Есть сомнения относительно того, можно ли в Холь аМоэд осматривать дом с намерением впоследствии его купить. Если дом предлагается по особо низкой цене или он расположен в еврейском квартале, надо посоветоваться с раввином о возможности его покупки в Холь аМоэд.