Зеев Ханин: «В Израиле должны найти альтернативу углеводородам и доказать, что мы – европейская страна, а не колониальный проект»

Зеев Ханин: «В Израиле должны найти альтернативу углеводородам и доказать

Главный ученый Министерства абсорбции Израиля доктор Зеев Ханин в ходе встречи в рамках «Семинара избранного лидерства» рассказал о задачах, поставленных перед Форумом главных ученых при правительстве Израиля и о концептуальных проблемах стран европейской цивилизации при восприятии ими Израиля.

Зеев Ханин сообщил, что в ближайшие 15-20 лет израильская наука должна совершить серьезные прорывы в следующих областях:

— в области изучения возможностей человеческого мозга и совмещения живого и искусственного интеллекта;

— в области разработок новых гуманитарных технологий, призванных снизить конфликтность в обществе;

— в области развития нового поколения IT- технологий;

— а также израильская наука должна предложить альтернативу углеводородам.

Последнюю задачу Зеев Ханин считает самой важной и приоритетной. «Мы понимаем, что единственный способ раз и навсегда решить проблему национальной безопасности Израиля — это лишить арабские страны нефтяной дубинки. Наши проблемы решатся в тот момент, когда Запад перестанет покупать арабскую нефть», — заявил Зеев Ханин.

Однако основную часть времени своей встречи с евреями Приднепровья и Донбасса, как участвовавшими, так и намеревающимися принять участие в программе «Семинар избранного лидерства», Зеев Ханин посвятил ответам на два вопроса – «В какой степени современный Израиль является прямым наследником древнего Израиля?» и «Что собой представляет современная израильская политическая система?».

Первый вопрос, по мнению Зева Ханина, имеет отнюдь не академическое, а вполне прикладное значение, причем очень важное. В современном мире, как рассказал доктор Ханин, есть тенденция представить Израиль как колониальный проект и, поскольку век колониализма уже закончился, то Израиль надо либо ликвидировать, либо лишить его прав национального государства, деколонизировать его – то есть выхолостить его еврейскую сущность.

С этим вопросом тесно связан другой – был ли древний Израиль европейской или азиатской страной, насколько его традиции перешли в современность, и вообще, кем считать евреев – «азиатами Европы» или «европейцами Азии»? Доктор Ханин кратко охарактеризовал имеющиеся по этому точки зрения, помянув приснопамятный «Новый Ближний Восток», а затем, опираясь на исследования профессора Даниэля Элазара – основателя Иерусалимского центра общественных связей, доказал, что Израиль и в древние времена не был азиатской деспотией, а был вполне европейским государством. Несмотря на то, что географически Израиль находится на стыке между Азией и Африкой, он был европейским государством еще до появления собственно европейской цивилизации.

Еврейскую политическую традицию с древних времен, по мнению Зеева Ханина, характеризуют три главных принципа, которые теперь называются европейскими, лежащими в основе «римского права», и глубоко противоположны азиатскому устройству социума.

Презумпция права: все, что не запрещено, то разрешено (азиатская традиция — прямо противоположная). Доктор Ханин привел в пример еврейскую систему заповедей – строго ограничивающую и описывающую сферу запрещенного, и максимально устраняющую произвол власть предержащих. «Десять заповедей – фундамент еврейского права, который исходит из утверждения: человек имеет право на все, за исключением того, что мы договорились изъять из нашего персонального суверенитета», — подчеркнул доктор Зеев Ханин.

Презумпция невиновности. Она была сформулирована еврейскими пророками на основании текстов Торы, которая была получена на горе Синай. Этот принцип был несколько расплывчато определен в первых четырех книгах Хумаша, а в пятой, Дварим, сформулирован четко и определенно. «Человек не виновен до тех пор, пока его вина не доказана, — заявил доктор Зеев Ханин, — Это старый еврейский принцип, который лег в основу римского права, но не римляне придумали его, а евреи».

Принцип суверенитета народа и разделения властей. Евреи были знакомы с восточной системой: «субъект власти – государство, а объект власти – общество», все должны быть рабами государства. Еще в Египте евреи увидели эту модель организации общества, и отвергли такую «вертикаль». Еврейская система была иной: суверенитет принадлежит народу, а правитель – личность, которому народ отдает часть своего суверенитета. Отсюда вытекает и то, что суверенитет общества выше, чем суверенитет царя, и даже право народа на бунт против правителя, который узурпирует власть. Это мы считаем достижением английской или французского общества, но на деле – это древнееврейский принцип. Зеев Ханин прямо заявил, что Джон Локк и его последователи заимствовали эти принципы из Библии.

Говоря о разделении властей, Зеев Ханин так описал систему правления древнего Израиля: законодательная власть у коэнов, и ее центр – Храм, исполнительная – царю, а судебная – пророкам, а далее ученым, раввинам и мудрецам.

Таким образом, резюмировал Зеев Ханин, мы наглядно видим, что еврейское государство еще до Античности было предшественником всей европейской цивилизации, а сегодня является прямым наследником европейской традиции, и что мы видим неразрывную связь между древним и современным Израилем. «Европа началась в Ханаане, и первые европейцы, в смысле цивилизационной модели, – это евреи», — заявил доктор Ханин.

Тому, как эти принципы сегодня проявляются в израильской политической системе, Зеев Ханин посвятил вторую часть своей лекции. Он не скрыл проблемы, связанные с развитием гражданского общества в Израиле, которое хоть и не позволило руководителям страны в первые годы ее независимости установить в ней сталинский режим, однако пока не добилось эффективного баланса властей.

По мнению доктора Ханина, в современном Израиле сильна как собственно политическая традиция, так и влияние британской политической системы с ее прецедентным правом, гипертрофированной ролью судебной системы, отсутствием писаной конституции.

Отвечая на вопросы слушателей – бывших и будущих участников «Семинара избранного лидерства» — доктор Зеев Ханин сформулировал три задачи, которые Израиль и диаспора должны решить в ближайшее время.

Первое. Доказать человечеству, но прежде всего самим себе, что Израиль – не колониальный проект, и что сионизм – форма национального движения. (Зеев Ханин очень настаивал на важности этого, что даже вызвало некоторое недоумение у присутствующих, ибо данный тезис воспринимается как очевидный и тривиальный, где-то рядом с хрестоматийными «Волга впадает в Каспийское море» и «лошади кушают овес и сено»).

Второе. Убедить мир и себя, что Израиль – это общееврейский проект. Израиль и диаспора, по мнению доктора Ханина, две стороны одной медали, и давно стоит задуматься над формой участия диаспоры в решении стратегических задач Израиля – будь-то предоставление евреям диаспоры израильского гражданства без физической репатриации, будь-то формирование особого представительского органа власти, который станет второй палатой Кнессета. Доктор Ханин заявил, что то, чей флаг будет развиваться на Храмовой горе – это не только вопрос Израиля, но и диаспоры. (Здесь горячность оратора была более воспринята, правда, некоторые участники встречи отметили, что они давно согласны с эти и что продвигать эту идею следует скорее среди израильского истеблишмента, категорически отвергающего право диаспоры на участие в определении судьбы еврейского государства, иначе, чем оказание ему помощи и поддержки).

Третьим тезисом, провозглашенным доктором Ханиным, был призыв преодолеть то, что он назвал «Катастрофичностью мышления», отметив, что имеет в виду завоевывающие все больше голов концепции, что создание Израиля является как бы в результате Холокоста, как некая компенсация. «Это абсолютная неправда, — заявил Зеев Ханин, — Израиль создан не благодаря, а вопреки Холокосту. Израиль создавался задолго до Холокоста, имеет право на существование в независимости от этой трагедии нашего народа, вне всякой связи с ней. Холокост нанес огромный удар по всему народу и по Израилю, ибо было уничтожено треть евреев мира, многие из которых стали бы гражданами Израиля». Вот этот тезис вызвал жаркую дискуссию, и многие заметили, что этот подход требует осмысления обсуждения – по-видимому «катастрофичностью мышления» диаспора таки страдает.

К сожалению, время встречи было ограничено, и доктор Зеев Ханин не успел рассказать о том «Что израильское современное общество может предложить человечеству?». Он лишь обозначил круг вопросов, заметив, что, по его мнению, одна из причин, почему Европа не довольна Израилем – это то, что в Израиле, как и в США, удалось построить свою модель мультикультурности, не отказываясь от своего национального характера, чего европейцам не удалось. Доктор Ханин отметил, что он считает, что израильский опыт релевантен для человечества, прежде всего для стран Запада с либерально-демократической системой, а также для некоторых других стран (Зеев Ханин из деликатности не назвал их «азиатскими») – России, Украины и иных государств постсоветского типа.

Наш сайт глубоко благодарит Центр культуры Израиля за возможность нашим корреспондентам участвовать во встрече с доктором Зеевом Ханиным, и выражает сожаление, что вынужден излагать его точку зрения в пересказе – увы, но в плотном графике главного ученого Министерства абсорбции не нашлось времени для участия в записи в одной или нескольких телевизионных программ «Алеф», где его позиция была бы изложена куда полнее и в авторской редакции.