«Живые памятники» в селе Красино

Еврейская община Днепропетровска проводит большую работу по увековечиванию памяти жертв гитлеровского геноцида не только в своем городе, но и на территории сел и поселков бывшего Сталиндорфского района, где до войны было много сельскохозяйственных колоний. Недавно представительная делегация днепропетровской общины, в которую также вошли представители Совета евреев ветеранов, Всеукраинского центра изучения Холокоста «Ткума» и днепропетровского еврейского студенческого клуба «Гилель» посетила  село Красино, где в местной школе свято хранят память о самых трагических страницах истории ХХ столетия.
 
О том, как проходила поездка нашему сайту рассказала участница экспедиции историк и литератор Эстер Тахтерина.
 
«Сельскохозяйственная колония Красино была основана еврейскими поселенцами в 1924 году. Колонисты подняли целину, посадили сады, выкопали ставки, построили школу и клуб. Знатные гастролеры не гнушались заглянуть сюда – однажды здесь выступил сам Аркадий Райкин. Хоть и было дело давно, но до сих пор красинцы этим гордятся. Впрочем, к тому времени разбогатевшая колония уже не была чисто сельскохозяйственной – в городке была своя подстанция, работала типография и даже чулочная фабрика. Казалось, в этом степном уголке жизнь будет и дальше течь по заведенной колее, но…
 
Немцы заняли Красино без особых для себя проблем, укреплений здесь не было. Все не успевшие покинуть село евреи попали в гетто – здесь же. В мае 1942 года, в длинной глубокой балке – там, где сейчас плещутся волны изумительно красивого озера, начались расстрелы. Сначала расстреляли 520 красинских евреев, потом пригоняли сюда жителей окрестных сел. И до сих пор не забыть этого местным жителям, из поколения в поколения передающим страшные рассказы – после первого расстрела земля шевелилась три дня. Немцы не подпускали к оврагу, держали оцепление. Потом не остывшие еще тела засыпали каустической содой – чтобы в братскую могилу больше вместилось…
 
Со дня основания население колонии было смешанным. Жили дружно, во время страшного голода 30-х, когда еврейским поселениям помогал Джойнт, те щедро делились помощью со своими соседями. Поэтому – со слов красинцев, голодомора здесь не было. Зато и украинцы отплатили евреям, в страшные дни спасая жизни соседям. Рискуя жизнью своей и своих детей, прятали в погребах, складах, сооружали прямо в хатах тонкие стенки, за которыми можно было некоторое время пересидеть. 442 спасенные еврейские жизни – вот такой результат у этого подвига.
 
Но и трагических историй немало. И обо всех них мы не просто услышали – увидели.
 
Нам их показали красинские школьники и их учителя. «Живые памятники» — так назвали они свое удивительное представление. Вот – держат под прицелом фашистские автоматчики бьющуюся в панике мать. Она была замужем за евреем, ее ребенок по немецким понятиям — еврей. На глазах у несчастной малыша бросили в колодец, и она потеряла разум. Вот другая группа – женщина прятала в доме красноармейцев и кто-то на нее донес. Расстреляли всех…А вот – лежат на полу дети, тянутся за картофельными клубнями, свеклой. Оказывается, немцы устроили здесь еще и детской концлагерь. Сначала в нем было 120 детей, к страшному маю 1942 года, когда выживших повели на расстрел, их оставалось меньше половины. Детей морили голодом. Украинские женщины, проходя к колодцу, старались подбросить за колючую проволоку хоть что-нибудь – картошку, свеклу. Однажды к проволоке подошел еврейский мальчик и сказал: «Не отрывайте еды от своих детей, нас все равно расстреляют». Даже у умирающих от голода еврейских детей оставалась гордость. А вот еще одна живая картина – расстрел. Словами этого не передать, но впечатление фантастическое.
 
Все, что