28 сивана, исполняется 84 года со дня прибытия Седьмого Любавического Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона и его супруги праведной ребецн Хаи-Мушки в Соединенные Штаты Америки и их спасения от нацистской опасности.
Вторая мировая война застала рабби Менахема-Мендела Шнеерсона и его супругу ребецн Хаю-Мушку в Париже, и Шестой Любавический Ребе Иосиф-Ицхак Шнеерсон, живший в этой время уже в Соединенных Штатах Америки, приложил много усилий для спасения своей дочери и зятя. Ребе Раяц смог, после многочисленных звонков и писем, организовать эвакуацию будущего Седьмого Любавического Ребе Менахема-Мендела Шнеерсона и его супруги праведной ребецн Хаи-Мушки и это ознаменовало новую эру в распространении хасидизма.
Ресурс https://www.chabad.org об этом пишет так: «В то время как его тесть делал все возможное, чтобы обеспечить будущим Ребе и Ребецн безопасный проезд в Америку, раввин Менахем М. Шнеерсон, который в то время был известен по своей аббревиатуре Рамаш (Ramash), столкнулся с Парижским переворотом. Несколько месяцев затишья сменились вторжением Германии 5 июня 1940 года на 400-мильный участок земли между Абвилем и Верхним Рейном. К 14 июня свастику можно было увидеть на вершине Эйфелевой башни.
За два дня до оккупации Парижа будущий Ребе и Ребецн бежали в Виши. Оттуда они отправились в Ниццу и далее в Марсель. Оттуда они бежали из Франции и далее в Лиссабон, Португалия, где сели на пароход SS Serpa Pinto, направлявшийся в Новый Свет.
Во время бегства большинство пассажиров несли с собой один или два чемодана, но Рамаш во все свои путешествия и суматоху брал с собой множество ящиков с научными книгами и рукописями, написанными лидерами Хабад Любавич, многие из которых передавались от одного Ребе к другому.
Среди вещей, которые он привез, были записи многочисленных публичных лекций Рамаша по недельной главе Торы и занятий по Талмуду. Многие из учений, которые будущий Ребе продолжал записывать до конца своей жизни, включали глубокие аналитические толкования конкретного исходного текста, которые затем вливались в каббалистические и хасидские уроки, которые он обрабатывал так, чтобы каждый мог применять эти учения в своей повседневной жизни.
«Мало что известно о пребывании Ребе в Португалии», – говорится на сайте местной еврейской общины Comunidade Israelita de Lisboa, которая по сей день отмечает тот факт, что Рамаш останавливался там по пути в Соединенные Штаты. «Известно, что в собрании сочинений Ребе есть заметки с лекции в местной синагоге, написанные во время его пребывания в Португалии по очень малоизвестному тексту из Талмуда».
Ребе однажды проанализировал загадочное талмудическое выражение о поиске рыбы для больного человека, основывая свой анализ на других талмудических источниках и многочисленных комментариях, прежде чем сформулировать обсуждение в соответствии с учениями Каббалы. Он описал жизнь рыбы как метафору еврейского существования.
Рыбы выживают, потому что знают свою среду и остаются погруженными в нее, писал Ребе. Если вы видите рыбу, бьющуюся на причале, ее прогноз мгновенный и универсальный.
То же самое можно сказать и о еврейском народе, заключил он. У еврея есть своя среда и источник духовного питания: Тора. Подобно больному в Талмуде, еврей иногда пытается жить «вне воды», и в отличие от рыбы, его источник жизненной силы не всегда очевиден для всех. Ключ для еврея – осознать свой источник жизни».
Читать больше тут: Chabad.org – Inspiring the Jewish American Revolution